Улица имени палача

Мало кто из новозыбковских школьников знает, что наш город — родина выдающегося изобретателя, конструктора судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева, совершившего революцию в мировом судостроении. А вот имя другого революционера, Павла Дыбенко, новозыбковскому школьнику знакомо хорошо. Именно Дыбенко в сознании многих новозыбковцев — №1 в числе знаменитых земляков. В городе установлены два памятника Дыбенко, его именем названа улица. Но это дела давно минувших дней. Более удивительно, что до сих пор в школьных музеях открывают новые экспозиции, посвященные Дыбенко, а в городе проводят спортивные соревнования в его честь, как, например, состоявшийся в декабре 2010 года волейбольный турнир.

«Новая газета» на днях опубликовала эдакую «доску почета» палачей и стукачей, увековеченных в названиях улиц и площадей в сотнях российских городов. Есть в этом списке и имя нашего земляка. Далее — дословная цитата из «Новой газеты»:

Любой взрослый (а тем более подросток), увидев на уличном указателе чью-либо фамилию, совершенно естественно подумает, что это уважаемый человек — раз его именем названа улица.

Если бы!

Ничто так не развращает общество, как наказание невиновных и избавление от заслуженной кары преступников. Люди ужаснулись бы, узнав о поступках тех, чьи имена присвоены улицам, на которых они живут. Совсем не исключено, что кто-то из этих высокочтимых лиц был непосредственно причастен к гибели наших отцов и дедов, что мы живем на улицах имени убийц наших близких.

Дыбенко П.Е.

Всегда утверждавший, что он из батраков, на самом деле был сыном крепкого крестьянина-середняка (две коровы, лошадь и пять гектаров земли). По причине полного отсутствия тяги к знаниям и хронической неуспеваемости четыре года просидел в трехклассном городском училище. С юности отличался физической силой, драчливостью и необузданным нравом.

В 1911 году, несмотря на старательное уклонение от воинской службы, Дыбенко был все-таки отловлен, призван в армию и попал на штрафной корабль «Двина», а затем на линкор «Император Павел Первый», где вступил в подпольную группу большевиков. Во время Первой мировой войны участвовать в каких-либо серьезных морских сражениях ему не довелось, зато в 1916 году, когда враг стал угрожать Петрограду, неожиданно проявились его организаторские способности: он не только сам отказался участвовать в боевых действиях, но и склонил к этому несколько сотен матросов.

После Февральской революции постоянно размахивающий маузером горлопан своими демагогическими призывами к свободе и защите интересов народа сумел добиться полного доверия «братвы» и оказался во главе Центробалта (Центрального комитета Балтийского флота).

Вскоре в его жизни появляется А.М. Коллонтай — одна из влиятельнейших партийных дам (она была на 17 лет старше своего нового возлюбленного), член ЦК и личный друг Ленина, во многом способствовавшая дальнейшей военной и политической карьере Дыбенко. Помимо того что Коллонтай являлась ярой сторонницей «свободной революционной любви», она примечательна еще тем, что была проклята православной церковью за организацию вооруженного захвата Александро-Невской лавры.

21.11.17 Ленин личным приказом назначает П. Дыбенко народным комиссаром по морским делам. Конечно, Ильич знал, что этот безграмотный матрос не может соответствовать адмиральской должности, но в тот момент ему был нужен не специалист, а верный опричник с преданной ему командой головорезов, готовых выполнить любое его указание.

И началось повальное истребление кадровых офицеров флота. Разграбив императорские винные погреба и перепившись до остервенения, матросы кувалдами разбивали головы лейтенантам и мичманам, а старших офицеров «спускали под лед». Только в Петрограде и на базах Балтийского флота были замучены и убиты несколько сотен морских офицеров. Дыбенко же, повесив на грудь массивную золотую цепь, катался на рысаках по плацу, заваленному офицерскими трупами, и призывал братву «резать контру».

Депутатов Учредительного собрания, бывших министров Временного правительства А. Шингарева и Ф. Кокошкина, «братишки» нашли даже в больнице и прямо в кроватях закололи штыками.

5 января 1918-го на улицы Петрограда в поддержку всенародно избранного Учредительного собрания вышли 60 тысяч человек. Выполняя задание большевиков, на углу Невского и Литейного проспектов расположившиеся на крышах матросы под командованием Дыбенко встретили мирную демонстрацию пулеметным огнем.

За позорную, без боя, сдачу немцам Нарвы в феврале 1918 года он был снят с поста наркома и отдан под трибунал. Л.Д.Троцкий и Н.В. Крыленко настаивали на расстреле, но дело ограничилось лишь исключением из партии.

Несколько раз большевики приговаривали его к расстрелу, но каждый раз отпускали — он был нужен им. Кто бы еще, подавляя в марте 1921 года Кронштадтское восстание, смог так беспощадно расправиться со своими недавними «братишками», выбиравшими его в Центробалт? (Бывший свидетелем этого Тухачевский вспоминал: «Я никогда еще не видел такую кровавую резню».)

Столь же чудовищную беспощадность проявил он и при расправе с восставшими крестьянами Тамбовщины. На совести Дыбенко бессчетное количество людей, расстрелянных и изрубленных, сожженных живьем в хатах, отравленных газами. Наверное, именно поэтому ему позволили занимать ряд командных должностей в Красной армии, хотя его пьяные дебоши, разврат и мародерство были известны всем (появилось даже такое понятие, как «дыбенковщина» — некая помесь тирании, анархии и бандитизма).

Более того, в 1922 году его восстанавливают в партии (сохраняя партийный стаж с 1912 года) и направляют на учебу в Военную академию (с его-то тремя классами образования!), которую он «как особо талантливый» заканчивает экстерном менее чем за год. Впоследствии Коллонтай призналась, что выполняла за него все задания, так как он не мог писать без чудовищных грамматических ошибок. Позднее, в начале 30-х, его посылают на стажировку в Германию, где немецкие преподаватели дали ему предельно лаконичную аттестацию: «С военной точки зрения — абсолютный нуль».

Важным свойством его натуры было абсолютно циничное неприятие каких-либо моральных обязательств, а отсюда постоянная готовность к предательству. Он не задумываясь одинаково легко предавал как идеи, так и людей. Ему было все равно, кого предавать: эсеров, анархистов или большевиков. Дыбенко нарушил воинскую присягу, которую давал царю; предал Временное правительство, в верности которому неистово клялся; предал своих братишек-матросиков, которые выбрали его главой Центробалта; предал батьку Махно, у которого был «посаженным отцом» на свадьбе; предал свою жену Коллонтай, которая несколько раз спасала его от расстрела, униженно вымаливая пощаду у Ленина, Троцкого и Дзержинского.

За кровавую службу советская власть наградила Павла Дыбенко тремя орденами Красного Знамени (первые два — за Кронштадт и Тамбовщину), сделала командармом, членом ЦИК СССР и депутатом Верховного совета. Она же и расстреляла его в 1938 году как «отработанный материал», объявив троцкистом, заговорщиком и шпионом США, хотя он божился, что «не знает американского языка».

В настоящее время в российских городах существует более 130 улиц, увековечивающих имя Дыбенко. Есть такая улица и в Москве, а в ближайшем будущем ожидается еще и появление новой станции метрополитена его имени.

Вадим Дормидонтов, «Новая газета»
Полный текст статьи — http://www.novayagazeta.ru/data/2011/gulag46/01.html

Запись опубликована в рубрике персоналии.

39 комментариев:

  1. BORIVEI говорит:

    «КОЛЬ ДО СИХ ПОР ВО СКЛЕПЕ МУМИЮ ХРАНЯТ-НЕ БУДЕТ МИРА НА РУСИ.»   И ул.ЛЕНИНА полно,и пл.РЕВОЛЮЦИИ,и пр. и т.п.Коммунистические ул.и поселки,города и села-были есть.А позвольте спросить-имени царской семьи,невинно убиенной есть что?НЕТ!!Ну и как воспитываеться поколение nеtxt?На головорезных ул. и площадях.

    • voprak говорит:

      Удивляет не то, что улица названа. Улицу назвали в другие времена. Удивляет то, что до сих пор почитают! В 2010 году, а не в 1970, турнир называют именем Дыбенко. В 2010 году, а не в 1970 школьникам рассказывают о «нашем великом земляке».

  2. Boris говорит:

    Стало уже общим местом: любовь и уважение к палачам народа, и гнев и презрение к людям, даровавшим свободу-это от века, и не удивляюсь давно. Памятник Ленину, памятник Дыбенко-и напротив царский триколор, двуглавый орёл… Не шизофрения ли это? О какой модернизации можно говорить под остановившимися часами? Иногда спрашиваю земляков-в честь кого названа улица Наримановская? Никто ни разу не ответил! А это был секретарь компартии Узбекистана, вырезавший процентов 10 своей страны в годы репрессий… Очень ценный кадр для новозыбковцев…

    • Curious говорит:

      Откуда взяли 10%? Фигура речи? Если нет, то, пожалуйста, ссылку. Иначе — вы соврамши. Итак, ждем-с…

  3. aleksei говорит:

    Простите , но не нам судить время революции , гражданской войны — скажите а не ваши ли деды и прадеды подняли революцию? не онили пошли за Лениным и теми кто был с ним у руля? и еще — это наша история, и какой бы она не была , пусть даже и позорной но это история и ее нужно уважать !

    • Андрей говорит:

      1. Большинство дедов и прадедов, которые подняли революцию, были наказаны Сталиным во время «великой чистки» — по крайней мере самые отъявленные деятели. Как говорится, свои же и расстреляли.
      2. У всех деды разным занимались — у кого-то и за Россию стояли, бились с красными. И слава Богу. Жаль, что таких меньше оказалось.
      3. Многие «красные» деды и прадеды в 30е годы, когда началось раскулачивание снова ушли в леса и стали партизанить теперь уже против советской власти. Это тоже не надо забывать.
      4. Одно дело знать историю, а другое дело «уважать преступников». Зачем же нужно уважать преступную историю, что это за извращение? Можно огорчиться, посетовать, что по недомыслию некий прадед пошёл за Лениным. Но уважать за ошибки? Что за глупость? И тем более чтить…

  4. Boris говорит:

    Алексей, это демагогия. По-вашему, так и памятники вождям нацистов в Германии нужно было не сносить-это же их история? И отчего же не нам судить о любых временах из истории любой страны, что это за самозапрет, самоцензура? Правда, и только правда об истории-вот единственный критерий при её изучении. Никакой «революции» в октябре 1917 не было, а был обычный государственный переворот, большевистский путч, а потом уже наших прадедов-дедов погнали убивать друг-друга в братоубийственной войне за власть коммунистической диктатуры. А Дыбенко был одним из погонял.

  5. Gibson77 говорит:

    Честно говоря, никогда не имел дело с журналистикой.Но эта статья из «Новой Газеты» Вадима Дормидонтова-просто краткий конспект главы из книги Виктора Савченко «Авантюристы гражданской войны: историческое расследование» про нашего земляка.С почти дословными цитатами.http://militera.lib.ru/bio/savchenko/01.html

  6. Boris говорит:

    Журналист «Новой» просто напомнил о существовании в демократической России палаческой топонимики, не более. Никаких америк он открывать не собирался. Важен разговор по-существу-зачем мы ходим по улицам с людоедскими наименованиями? Украшает ли город статуя бронзового чудища? Ведь его именем хотели Новозыбков назвать…

  7. Lina говорит:

    Мы любим своих палачей, менталитет, наверное, такой.Остаётся надеятся, что у внуков будут другие герои . А, город долго будет таким: самолеты, паравозы, якоря и бронзовые дядьки.

  8. Boris говорит:

    Да паровозы-самолёты-вещь невинная вполне, хоть и без вкуса-но недорого. Насчёт менталитета очень сомневаюсь-вижу, что русские за рубежом ничем от аборигенов не отличаются, быстро растворяясь среди них. Любовь к палачам-тоже перебор, равнодушие, скорее. Назовите улицу, параллельную Урицкого именем Юденича-никто и не почешется. А вот изуродованного сквера у озера Карна с деревянным кафе жаль… Лодочной станции жаль… Бронзы, потраченной на истукана с шаблюкой-жаль…

  9. old fox говорит:

    «…А вот изуродованного сквера у озера Карна с деревянным кафе жаль… Лодочной станции жаль… »
    То. что помнят кафе на берегу озера, это стоит того чтобы вспомнить о том мороженом, которое там было. молочные коктейли, И, что главное мороженное делали на Новозыбковском молокозаводе.
    Но думаю дело не в том, что установили второй экземпляр «персонажа», или истори с пушкой, самолетом, и т.д , а том, что это делалось на основании решений. Ведь кто-то в городе обладает такими полномочиями решать «что где по их умыслу должно быть снесено и что должно на этом месте появиться» — принимать решения. А расходы по содержанию в частности «нового-второго» памятника интересно было бы узнать по какой статье расходов проходит? У меня вопрос по этому поводу но в другой плоскости — на основании каких документов присваивается звание «Почентый гражданин города» и какие льготы ему при этом полагаются, это делается открыто на сходе Города или…??

    «Это моё мнение, оно может отличаться от , но имеет место быть»

  10. Boris говорит:

    Памятник Дыбенко, большой, бронзовый, устанавливали ещё при вполне советской власти, и понятно, кто принимал решение. Делалось это под эгидой комсомола.
    Кафе я имел ввиду другое, не тот павильон, в котором коктейли готовили, а более позднее сооружение, из дерева, с террасой… Там, вблизи плэнэра, хорошо гулялись свадьбы, особенно летом… Сейчас бы хороший ресторанчик там кто-нибудь открыл…

  11. анонимус говорит:

    СНЕСТИ, А НА ТОМ МЕСТЕ КАФЕ!!!!!!!

  12. анонимус говорит:

    И ЛОДОЧНУЮ СТАНЦИЮ!!

  13. Владимир Александрович говорит:

    Уверен: стоит снести памятник и переименовать улицу, как тут же свершится модернизация, и потекут молочные реки с кисельными берегами.

    • voprak говорит:

      Не потекут и не свершится, конечно. Никто и не предлагает заняться сносом памятника. Удивляет не то, что памятник стоит, а то, что Дыбенко до сих пор чтят, называя его именем детские турниры и оформляя экспозиции в школьных музеях. Это происходит сейчас, во втором десятилетии XXI века, а не в то время, когда называли улицы и ставили памятники.

  14. Владимир Александрович говорит:

    А если серьёзно, не кажется ли Вам, что в данной статье биография Дыбенко изложена несколько однобоко?

  15. Boris говорит:

    Ежели и однобоко, то в сторону преуменьшения мерзости этого большевистского субпродукта. Разумеется, были среди «революционеров» фигуры и пострашнее, и поодиознее, но они не наши земляки, по счастью…

    • Curious говорит:

      Oh, here you are!
      So, we are waiting yours references related to «секретарь компартии Узбекистана, вырезавший процентов 10 своей страны в годы репрессий» …
      Please, advise

  16. Владимир Александрович говорит:

    Полагаю, взрослый человек не должен воспринимать мир чёрно-белым.

    • Boris говорит:

      Чёрно-белым, или красно-белым, ежели хотите, видели мир как раз большевики, одним из из которых и был тов. Дыбенко. Почему же мы теперь, имея массу информации о тех жутких временах и о героях тех времён, должны выискивать для палачей цветовые нюансы? Немцы радикально отчистились от скверны, и это тоже одна из причин их послевоенного экономического и гуманитарного рывка. Мы же наблюдаем ползучую реставрацию, те же грабли, ту же примитивненькую идеологическую жвачку…

      • Владимир Александрович говорит:

        «Чёрно-белым, или красно-белым, ежели хотите, видели мир как раз большевики…»
        А Вы — нет?

        • Boris говорит:

          Вообще-то, переход от обсуждения темы на личности неприемлем, по интернетному этикету, но вам я отвечу: разумеется, как человек, проживший около сорока лет при «совке», воспитываемый пионерией, комсомолом, всей мощью государственной пропаганды, я видел мир если и не чёрно-белым, то достаточно контрастным. «Нью-Йорк-город контрастов», да? Любовь к чтению, любовь к «музыке толстых»-джазу, к рок-н-роллу, к «Битлз», радио «Свобода», самиздат, десять лет жизни в демократической уже России, восемь лет жизни в либеральнейшей Германии смазали, в большой мере, границу между чёрным и белым, тем не менее, ощущение баррикады осталось, благостного чувства национального примирения не появилось. Проходя по улицам родного города, где поселился ещё мой пра-прадед, подташнивает от всех этих воровских, урицких, дзержинских, лениниских, красинских, наримановских, ибо для меня это не просто топонимика, а живая, матёрая сволочь, убийцы и палачи. Мой отец, провоевавший четыре года и закончивший службу в тех местах, где я сейчас процветаю, до конца дней мог слышать немецкую речь, не то, что замириться хотя бы мысленно… Я-сын своего отца.

          • Boris говорит:

            Простите, пропустил в предпоследнем предложении предлог «не» после слова «дней», перед словом «мог», и бессмыслица получилась…

          • Curious говорит:

            Ссылки где, либеральный вы наш? Иначе вы лжец. Мы о деле, про папу — после.

  17. Const говорит:

    Забыли Бунина. Он первым описал деяния Павла Ефимовича в Крыму. Впрочем, палач — жертва символы взаимозаменяемые, точно также как раб и диктатор. Другого быть не могло.

  18. IgorN говорит:

    Ребята,гордитесь своими «великими»земляками!!!Всем улицам Новозыбкова вернуть исторические названия!!!Эту страничку поместить на сайт администрации города.Может отцы увидят мнение народа….

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>