Искатель правды. Памяти Анатолия Ильича Поддубного

«Воспоминания открывают нам окно в прошлое. Они не только сообщают нам сведения о прошлом, но дают нам и точки зрения современников событий, живое ощущение современников. Конечно, бывает и так, что мемуаристам изменяет память (мемуары без отдельных ошибок – крайняя редкость) или освещается прошлое чересчур субъективно. Но зато в очень большом числе случаев мемуаристы рассказывают то, что не получило и не могло получить отражения ни в каком другом виде исторических источников. <…> cтоит ли писать воспоминания? Стоит, — чтобы не забылись события, атмосфера прежних лет, а главное, чтобы остался след от людей, которых, может быть, никто больше никогда не вспомнит, о которых врут документы». Это слова Д.С.Лихачева из книги его воспоминаний.

Со временем прошедшие события меняют свои очертания, а зачастую совсем уходят из нашей памяти, как бы растворяются. Но есть факты, которые остаются с человеком до конца его пребывания на земле. И связаны они, прежде всего, с конкретными людьми, происходившими вокруг них событиями, их взглядами, устремлениями и поступками.

Поддубный Анатолий Ильич - Вышковский краевед
Анатолий Ильич Поддубный. Вышковский краевед

Мое знакомство с Анатолием Ильичом началось в начале нулевых, когда я еще был студентом. Это знакомство обязано теперь уже всем известному князю Долгорукову Н.Д., материалы к биографии которого я впервые увидел и прочел в Новозыбковской городской библиотеке. Названный документ доктора медицины Козинцова, изданный в 1903 г., Поддубный А.И. нашел в одном из архивов, а затем его копию передал библиотеке.

На обложке сохранилась надпись: «Документ нашел и дарю на память Новозыбковской городской библиотеке. Краевед А. Поддубный. Июнь 2004 г».

Мне удалось узнать адрес Поддубного А. и в 2005 г. я написал ему свое первое письмо. Да, именно письмо в почтовом конверте, тем самым классическим способом. Молодому поколению, пожалуй, теперь это совсем незнакомо и в диковинку. Писать, вкладывать душу в каждую букву, слово. Оставить на бумаге свои чувства. Что называется – руку и сердце приложить.

Отрывок из письма Поддубного А.И. от 05.09.2005

Между нами началась переписка, взаимные поздравления, обмен информацией и взглядами по различным вопросам. Особое место, естественно, занимал разговор по истории нашего края.

Анатолий Ильич даже выслал мне почтой свою замечательную книгу «Злынковская земля сквозь дымку времени». Кто не знаком с этим сборником – рекомендую. Много полезного и нового откроете для себя о тех днях, что уж далече.

Титульный лист книги Поддубного А.И. с его дарственной надписью

В 2008 г. я был направлен для прохождения дальнейшей службы в родной Новозыбков. К тому времени наше общение можно сказать прервалось по причине моих постоянных переездов с места на место. Да и времени на все не хватало. Появилась семья, новые заботы и хлопоты.

Обстоятельства моего пребывания на малой родине способствовали продолжению общения с Анатолием Ильичом и скорому визиту к нему в гости в рабочий поселок Вышков.

Государственная символика на станции Вышков

Я хорошо запомнил тот ноябрьский день. Стояла поздняя осень. Это был один из редких тихих, ясных, солнечных дней, кои бывают в такое время года. Словно сама природа тогда ждала нас и приглашала в гости на Малинов остров.

Анатолий Ильич встретил меня радушно, мы прошли в дом. Его комнаты располагались прямо под чердаком. Там, среди множества книг, копий архивных документов, писем, всевозможных брошюр, тетрадей, отдельных страниц с его заметками и фотографий мы долго общались, пили чай. Меня интересовало все. Но в первую очередь – князь Долгоруков Н.Д., его жизнь и деятельность в нашем уезде.

Мне представилась возможность ознакомиться с перепиской Поддубного А. с архивными учреждениями по различным вопросам. Я до сих пор удивляюсь той настойчивости и системности в изыскательской работе, которой занимался Анатолий Ильич, открывая все новые и новые интересные факты из нашего общего прошлого, забытые имена удивительных людей, жертвователей и благотворителей или как он сам их часто называл «добродеев».

Письма Поддубного А.И.

Его энтузиазму не было предела. К намеченной цели Поддубный А. шел до конца. Но, пожалуй самым удивительным было то, что он с радостью делился любой имеющейся у него информацией и не прятал ее в чулан до «лучших времен».

Несколько слов Поддубный А. рассказал о себе. Жаль только, что я сразу не записал услышанное, не запомнил интересные эпизоды из его военной службы и работы в должности директора школы в Краснодарском крае.

Речь зашла также и о Малиноостровском монастыре. Историей возникновения и повседневной иноческой жизни этой обители Поддубный А. интересовался особо. Помню, когда я проходил обучение в Петербурге, в одном из писем Анатолий Ильич просил моего содействия в поисках информации об этом монастыре и его фотоизображения. Одна из глав его книги о Злынковской земле посвящена Малиноостровскому монастырю.

Пребывая в постоянных поисках, Поддубный А. нашел альбом с фотографиями лиц духовного сана, принадлежавший матушке Еликониде – настоятельнице монастыря. В нем было множество пожелтевших от времени фотокарточек столетней давности, среди которых прижизненное изображение св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. Этот альбом мне пришлось держать в руках, видеть строгие лица и умные глаза священников, епископов и митрополитов ушедшей великой империи.

св. прав. Иоанн Кронштадтский

Поддубный А. сразу сообщил, что из храмов и монастырских построек до наших дней ничего не сохранилось. Чудом уцелела лишь принадлежавшая обители часовня в честь св. Николая Чудотворца на железнодорожной станции Злынка, поскольку в советские годы использовалась для хозяйственных нужд.

Часовня св. Николая Чудотворца на ж-д станции Злынка

Мы вместе пошли к тому месту у реки Ипуть, где когда-то стоял монастырь.

Кругом было тихо и светло. Воздух свежий и кристально чистый. На небе ни облачка. Отчетливо виднелась всходившая луна.

С волнением я шел к этому месту. И вспоминал рассказы своей покойной бабушки о паломничестве наших предков в Киевскую лавру на поклон к святым угодникам Божиим.

Анатолий Ильич самым подробным образом рассказал, где какой храм находился, где были монашеские кельи, а где прочие хозяйственные постройки. Очертил мне ограду, указав расположение центральных врат. Складывалось такое впечатление, что монастырь он видел своими глазами.

Поддубный А.И. указывает, где находилась монастырская ограда

По преданию, в момент освящения храма на месте престола становится присланный Богом Ангел, который не уходит до конца земной истории. Если же по той или иной причине храм не может существовать и его необходимо перенести, то на месте святого престола сооружают постамент с крестом, дабы место, где совершалось Таинство Евхаристии, оставалось не попираемым и должным образом чтилось всяк приходящим. Этот постамент с крестом в народе называется памятник.

Именно такой памятник я увидел на месте алтарной части одного из уничтоженных храмов. Там стоял деревянный крест, а рядом вросший в землю фрагмент мраморной могильной плиты.

Поклонный крест и осколок мраморного надгробия

Неподалеку течет река Ипуть с обрывистыми берегами, вокруг леса и поля. Сказочно красиво. Места святые, намоленные нашими предками. Я чувствовал это.










Отрывок из письма Поддубного А.И. от 08.01.2009

С какой же болью рассказывал Анатолий Ильич о разрушении обители в советские годы. Я запомнил его слова о важности для человека настроиться на любовь и сострадание к ближнему. И что христианская жизнь этому способствует. Это труд и борьба с собой – способность веровать.

Поддубный А.И. продолжает свой рассказ о монастыре

Уже прошел год, как Анатолия Ильича не стало. Он был человек в своем роде уникальный. О чем бы мы с ним не говорили, всегда получался живой разговор, где не было места безразличию и фальши.

При всей своей замкнутости и внешнем одиночестве, он был свободен в творчестве, т.е. внутренне свободен и послушен лишь вдохновению. Один из главных его секретов – умение слышать и слушать, отделять зерна от плевел и неутомимая жажда поиска правды в истории, того, как это было на самом деле. И в этом его безусловный успех.

Вечная Вам память, дорогой Анатолий Ильич, а душе Вашей – вечный покой.

Биографическая справка

Анатолий Ильич Поддубный

Поддубный Анатолий Ильич родился 14 августа 1940 г. в пос. Карховка Новозыбковского района Брянской области в семье рабочих.

В 1948 г. поступил во 2-ой класс Вышковской средней школы № 1 Злынковского района, где учился до 1952 г.

С 1952 по 1956 гг. проходил обучение до 9 класса в Ново-Бурейской средней школе № 1 Амурской обл.

10-ый класс окончил в 1957 г. в Хадыженской школе № 34.

В том же году поступил на филологический факультет Адыгейского государственного пединститута. Во время учебы был редактором институтской газеты на английском языке, являлся внештатным лектором-международником Адыгейского обкома ВЛКСМ.

В 1959 г. работал инструктором по туризму в Хаджохской турбазе.

В 1962 г. окончил институт по специальности учителя английского и русского языков и литературы, после чего преподавал иностранный язык в Псебайской средней школе № 58 Лабинского района Краснодарского края.

В 1963 г. принят на работу в Хадыженскую восьмилетнюю школу № 25 Апшеронского района Краснодарского края преподавателем английского языка, после чего призван на службу в армию.

Поддубный А.И. во время службы в армии (крайний слева)

Демобилизовавшись, с 1964 г. преподавал английский язык в средней школе № 17 г. Славянск-на-Кубани.

В 1965 г. по семейным обстоятельствам вернулся в Апшеронский район и стал работать учителем английского языка в школе № 81 станицы Кабардинской.

Характеристика на имя Поддубного А.И. 1972 г.

С июля 1972 г. назначен на должность директора названной школы. Инициировал строительство нового здания для учебного заведения, которое было введено в эксплуатацию в 1979-1980 гг. Организовал работу по созданию школьного музея с уникальными экспонатами.

Приказ о назначении Поддубного А.И. директором школы 1972 г.

За добросовестный многолетний труд в сфере образования присвоено почетное звание «Ветеран труда».

В 1989 г. переехал к родителям в р.п. Вышков, где занялся изучением истории. С 1999 г. в печати выходят его исследовательские работы и статьи («Новозыбковский добродей (о купце А.И. Шведове)», «Злынковская Покровская церковь», «Сергей Петрович Румянцев», «Семен Исаакович Ганнибал» и т.д.).

Первым из краеведов нашего края открыл имя замечательного человека – князя Долгорукова Н.Д. и написал о нем статью «Николай Дмитриевич Долгоруков» (напечатана в газете «Маяк» 4 ноября 1999 г.). К 100-летию Новозыбковского сельскохозяйственного техникума опубликована статья Поддубного А.И. «Заботами князя Долгорукого».

Изучал смысловые значения и происхождения названий рек, озер и населенных пунктов («Отчего у Замишева такое имя?», «О названии Корна», «Людки-Людковщина-Людково», «Каташин: имя, рожденное рекой», «Поселение у самого рога неды» (о топониме «Рогнедино»).

В 2000 г. в свет вышла книга Поддубного А.И. «Злынковская земля сквозь дымку времени: исторические очерки», в 2013 г. – «Добродеевка» (к 300-летию села Добродееевка Злынковского района).

Собирал материалы для книги об истории р.п. Вышков.

Анатолий Ильич Поддубный (0) Анатолий Ильич Поддубный Поддубный Ан. Ильич Поддубный А.И. Портрет Поддубного А.И. 1962 г. Анатолий Ильич Поддубный (2)

Умер Анатолий Ильич 19 января 2018 г. в праздник Крещения (Богоявления) Господня. Погребен рядом с родителями на кладбище р.п. Вышков.

См.также:

19 комментариев:

  1. Свистов Е.В. говорит:

    Спардечное спасибо за память о человеке, который всей душой любил свою малую родину — родник души и судьбы. Жаль, что сохранить его уникальную библиотеку не удалось. Как и не ясна до конца судьба его архива.

  2. Евгений Волков говорит:

    Анатолий Ильич, один из самородков, который скромно блистал всю свою жизнь, благодаря своей деятельности. Изучая, открывая, сообщая нам сведения о прошлом, он как бы указывал на ту бесценность нашего края в составе огромного государства. Наверное это высший гений краеведов. Блаженны алчущие и жаждущие правды.

    Бывает так, что человек прожил жизнь в пустую, но благодаря «тёплой» партийной должности, после смерти ему поставили памятник. И вот, из года в год несут к этому памятнику по обязаловке цветы школьники и студенты не понимая, что они тут забыли. А зачастую человек занимавшийся всю свою жизнь благим делом, был не замечен окружающими и позабыт. Но не всеми. Находятся те, которые помнят и ценят дела и поступки ушедшего человека и вспоминая о нем, продолжают его деятельность, как пример для подражания. И я уверен, что порою это лучше любого холодного памятника, лучше холодных штамповых слов некролога в районной газете!
    Отличная статья, отличные фотографии, Александр! Приятно было прочесть, благодарю.

  3. Раиса говорит:

    Замечательная мемориальная статья о светлом человеке, русском патриоте, подвижнике на ниве краеведения. Анатолий Ильич Поддубный достоин памяти земляков, как и те благородные люди, меценаты — князь Долгоруков Н.Д., купец Шведов А.И. , о которых он писал. Прискорбно, что «теперь краеведение в России задавлено». Тем более ценной является данная публикация Александра Дудникова.

  4. Anna D. говорит:

    Александр Петрович, спасибо огромное за замечательный рассказ об истинном подвижнике нашей древней земли, Анатолии Ильиче Поддубном. Такие люди оставляют по себе добрый свет, даже когда навсегда уходят от нас! Надеюсь, что Ваша статья сделает память о нем еще более прочной и благодарной.

  5. Александр Дудников говорит:

    Всех благодарю за отзыв.
    Рад,что в жизни мне пришлось общаться с таким человеком,как Поддубный А.И. Многому у него научился и учусь до сих пор.
    А вот с его личным архивом и библиотекой действительно произошла беда. Вы правы,Евгений Владимирович.
    По большому счету это оказалось никому не нужно.
    В начале января текущего года мне вновь пришлось побывать в доме Анатолия Ильича.
    Печальная картина. Кругом ворох бумаг и беспорядок.
    Основная масса документов,в т.ч. уникальных рукописей,как я полагаю, вывезена в качестве макулатуры на пункт приема.
    Но и там этих материалов не оказалось. Поиски положительных результатов не принесли. Остались лишь крупицы. Бесследно исчез и фотоальбом настоятельницы. Увы…

  6. Раиса говорит:

    Невероятно! Как же так? Разве у Поддубного нет родственников, наследников? Кто-то же ухаживает за могилами? Почему он не передал свои документы при жизни в районный архив, музей, школу или кому-то из краеведов? Почему не завещал их никому? Он-то понимал значение архива для истории родного края. Что имеем — не храним, потерявши плачем. Что же мы за нация такая беспамятная!

    • Александр Дудников говорит:

      Я не могу ответить на Ваш вопрос,Раиса.
      Печально,очень печально обстоят дела с этим делом.
      В какой-то мере виноват и сам я,поскольку за суетой жизни утратил общение с человеком. Но ведь знал,что по сути,он был одинок,собственной семьи у Поддубного не было.
      Родственникам не всегда оказывается интересно то,чем живет человек. А иногда они и совсем не замечают либо не счетаются с его интересами.
      Вот поэтому я и стараюсь по мере сил и возможностей найти в архиве /библиотеке информацию о славном прошлом города и сразу же написать. Передать все редактору сайта для всеобщего ознакомления в сети.

      • Раиса говорит:

        Вы правильно поступаете, что вводите в научный оборот архивные документы. Когда-нибудь закончится безвременье и они будут востребованы.
        Что касаемо родственников, то это, как правило, люди, жадною толпой стоящие у смертного ложа, чтобы загрести материальные ценности, а духовное наследие их не интересует. Нынешним летом умерла одна наша землячка. Два месяца лежала мёртвая. Зато теперь «родственники» сражаются за её богатство.

        • Поддубная Надежда говорит:

          Раиса, как Вам не стыдно говорить так о людях, о которых Вы ничего не знаете. Уход из жизни моего горячо любимого дяди был для меня и всей нашей семьи большой трагедией, а Вас интересуют только материальные ценности, скорее всего Вы судите по себе. Прошу больше не клеветать на нашу семью и не осквернять память Анатолия Ильича Поддубного.

    • Поддубная Надежда говорит:

      У Анатолия Ильича ЕСТЬ родственники, и ЕСТЬ кому ухаживать за могилами. При жизни архивы он никуда не передавал, так как не собирался умирать и надеялся одолеть болезнь.

  7. Свистов Е.В. говорит:

    Увы Александр но это реальная закономерность нашего времени и нашего города. Исчез бесследно архив Эпштейна (Вольного), Жаренова. Архив Кублицкого не доступен. Исчез в не известном направлении архив общества охраны памятников г. Новозыбкова. Поэтому опускаются руки что либо искать и публиковать по истории Новозыбковского края.
    Еще раз спасибо за статью.

  8. Каменецкий Олег говорит:

    Огромная благодарность за Память краеведа нашей округи!!! Человек он был увлечённый, многогранный!!! Я желаю Вам, дорогой Александр Петрович, того стремления поиска, который нёс Уважаемый Анатолий Ильич на краеведческом поприще, его задора и стремления найти и познакомить нас с новыми интересными историческими фактами. Статья замечательна!!!

  9. Раиса говорит:

    Оторопь берёт от обескураживающих сообщений о пропавших краеведческих архивах! Все личные фонды известных людей находятся на учёте в архивах и рукописных отделах музеев ещё при их жизни. Одни сами их передают на определённых условиях. За других это делают наследники в соответствии с завещанием и договором. Архивы и музеи буквально гоняются за личными архивами. А тут на свалку вывозят уникальные документы, и никому нет дела! О времена! О нравы!

  10. Еременко Валерий говорит:

    Я — тот, в чьи руки попал архив А. Поддубного. Позаботиться об архиве просил сам Анатолий Ильич, его желание исполнили братья — Евгений и Александр. Надеюсь, что к концу нынешнего года будет подготовлен к печати сборник статей и материалов, собранных А.И.
    После публикации архив Поддубного будет передан в областной архив.
    Я журналист, директор издательского дома, краеведением интересуюсь, но профессионально не занимаюсь, что, думаю, снимает с меня подозрения в желании присвоить авторство публикаций или копии документов, обнаруженных А.И. в госархивах.
    Архив А.И. принимался комиссионно, с участием директора Злынковской библиотеки и руководителя межрайонного творческого объединения «Дети славянского поля». Часть архива, касающаяся кубанского периода жизни А.И., была передана брату — Евгению Ильичу.
    Что касается библиотеки, она была богатой, но не уникальной. Злынковскую библиотеку она не заинтересовала. «Малиноостровского альбома» среди прочих книг не было. В качестве архива нами были забраны исключительно рукописные материалы А.И. и фотокопии документов.
    Среди комментариев есть парочка жестоких и несправедливых в адрес родственников. Закат жизни Анатолий Ильич встретил окруженный вниманием, заботой и любовью. Дай Бог комментаторам такого конца.

  11. Сергей говорит:

    И вот по прошествии времени вопрос: вышел ли сборник? Если нет, то почему?

  12. Сергей говорит:

    Если до сих пор не издан, то в чем причина? Может, все упирается в финансы? Тогда огласите сумму, краеведы скинутся.

  13. Сергей говорит:

    Так вышла книга или нет?

  14. Сергей говорит:

    Где можно почитать?

  15. Сергей говорит:

    Я напомню свой вопрос.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>