Записки старожила. Городская торговля

В 50-е годы всем жилось трудно. Страна только залечила военные раны. Магазинов в городе было мало, а в них – постоянные очереди. Свободно, мне кажется, вообще ничего нельзя было купить. Возможно, эти очереди запомнились ещё и потому, что женщины, а они были главными снабженцами в семьях, брали с собой детей, поскольку всё было нормировано. Продавец громко объявляла: «Один килограмм сахара в руки» или «Два килограмма муки в руки». Фасованных продуктов вообще не было. Продавец доставала совком из мешков сахар, муку, крупы и насыпала в миску или тазик и ставила их на одну чашку весов, а на другую – гирю в один или два килограмма, а также маленькую гирьку, равнозначную весу посуды. Продавцу приходилось то отбирать лишнее, то добавлять. Хлеб тоже продавался на вес, ассортимент был скромный: белый, чёрный и батоны. Резали его вмонтированным в прилавок ножом очень похожим на резак для фотографий.

Очередь терпеливо ждала, женщины переговаривались, обсуждали новости, делились рецептами – вот такая была своеобразная форма общения. Хозяйки приходили в магазин со своими холщовыми мешочками, наволочками для сыпучих продуктов. Если мешочка не было, продавец ловко и быстро сворачивала кулёк из обёрточной бумаги, всыпала в него сахар или пшено и так же ловко запечатывала. Но часто можно было увидеть в магазине объявление: «Бумаги нет». За молоком ходили с бидонами, за сметаной с баночками, за растительным маслом с бутылками.

85763635

Шестиэтажка и семнадцатый

Мне запомнились больше два магазина, которых давно уже нет: по улице Ломоносова в шестиэтажном здании, его называли просто «шестиэтажка»; другой – магазин №17, или просто «семнадцатый», — в подвале бывшего дома Петуховых, что на улице Ленина. Торговое оборудование в магазинах было самое примитивное: деревянный прилавок с весами-чашками, дверцей и откидной крышкой. За спиной продавца на стене размещались полки, на них были выставлены продукты: крупы, сахар, макароны, конфеты, сыр, колбаса, хлебобулочные изделия. Был и минимум напитков: лимонад, вино, водка. На полу стояли 38-литровые бидоны с молоком и сметаной. Продавец наливала молоко мерной кружкой в бидоны покупателей. Сметану накладывала в баночки, а потом взвешивала. Стояла также бочка с подсолнечным маслом, его продавец наливала кружкой через воронку в бутылки покупателей. Ещё была бочка с селёдкой, её заворачивали в обёрточную бумагу или в газету покупателя.

Моё внимание больше привлекали кондитерские изделия: халва, зефир, печенье, пряники, карамель в сахаре без обёртки и такие же подушечки с фруктовой начинкой, шоколадно-соевые конфеты «Кавказские», тоже без обёртки, а также более дорогие конфеты «Ласточка», «Ромашка», «Весна». Сахар тогда был двух видов: песок и кусковой. Куски были большие, неправильной формы и очень твёрдые. Их кололи специальными щипцами и клали в сахарницу. Этот сахар был более сладким и вкусным, чем нынешний быстрорастворимый рафинад. Наверное, все дети неравнодушны к сладостям. В связи с этим мне запомнился мой первый самостоятельный выход в магазин. Мама дала мне три дореформенных рубля на покупку буханки чёрного и буханки белого хлеба. Я по своему детскому разумению решила, что батоны и конфеты вкуснее хлеба и купила батон и 100 граммов карамели. Правда, после того как мама объяснила мне, что дети не должны распоряжаться деньгами по своему усмотрению, я тратила деньги по целевому назначению.

442845945

В 60-е годы появился новый магазин на первом этаже дома №9 по улице Ломоносова, его так и окрестили в народе на долгие годы «Новый». Примерно в то же время на улице Ломоносова снесли так называемый «итээровский» дом – для инженерно-технических работников станкостроительного завода. Возвели новый дом №16а, на первом этаже которого разместился магазин №43, его долго так и называли «Сорок третий». Ныне там располагается супермаркет «Магнит».

Справа - ИТРовский дом (снесён), ул. Ломоносова
Справа — «итээровский» дом на ул. Ломоносова

Во всех перечисленных магазинах всегда было много людей, здесь отоваривались жители улиц Ломоносова, Ленина, Замишевской, Рабочей, Попудренко, Новой, Литейной, Мичурина, Садовой, а также рабочие завода, выходившие со смены. Наверное, единственным плюсом такой торговли была свежесть продуктов, ничто не залёживалось, всё сметалось с полок моментально.

1712

Рынок

Малое количество магазинов в какой-то мере компенсировалось наличием рынка. Он открывался традиционно рано, не позже семи часов, а подводы из близлежащих сёл и деревень громыхали по мостовой на рассвете. Крестьяне везли на рынок плоды своего труда. Мужчины были одеты в овчинные тулупы или тёмно-серые телогрейки и такие же стёганые брюки, на ногах валенки в резиновых бахилах или подшитые толстым войлоком, на головах – простенькие шапки-ушанки. Женщины были в телогрейках и юбках, головы замотаны серыми или коричнево-белыми в клетку платками, на ногах – валенки или самодельные стёганые бурки в бахилах. Приходилось видеть селянок также в чёрных плюшевых жакетах и ярких цветастых платках, но это уже была праздничная одежда.

Рынок был самым оживлённым местом в городе. Здесь можно было купить если не всё, то многое. В молочном ряду женщины продавали парное молоко в стеклянных трёхлитровых банках, а в глиняных кувшинах — топлёное с коричневой пенкой и полным горлом масла. Молоко было необыкновенно вкусным и прекрасно сочеталось с белым батоном и подсолнечной халвой. Это было волшебное лакомство, одно из самых незабываемых вкусовых ощущений детства.

Сметана продавалась в пол-литровых баночках, а творог в марле по 400 граммов, тогда говорили: «фунт творога». Домашнее ароматное масло янтарного цвета в форме овального батончика тоже продавалась «фунтами» и было необыкновенно вкусным, не хуже вологодского, французского и австралийского. В больших корзинах лежали белые яйца с оранжевыми желтками, надо ли говорить, что они не пахли лекарствами, а вкус вообще несравним с нынешними.

Пчеловоды предлагали мёд: липовый, гречишный, донниковый. В те времена ещё не было ни химической обработки растений, ни кислотных дождей, о радиации вообще не знали, поэтому мёд был не только ароматным и вкусным, но и экологически чистым, по-настоящему целебным.

Никак нельзя было обойти стороной душистый ягодный ряд. Здесь были выставлены корзины с клубникой, смородиной, вишней, крыжовником, сливами, а также лесные дары – земляника и черника. Здесь же можно было купить и грибы – свежие и сушёные. Город окружали леса, в которых ягод и грибов было так много, что любители не только себя обеспечивали, но и выносили излишки на рынок, тем самым пополняя семейный бюджет.

В любое время года на рынке продавалось много картофеля, корнеплодов, чеснока, лука в «косах». Весной шли нарасхват зелёный лук и редис, летом – яблоки «белый налив», осенью – «антоновка», «пепин шафран», «штрефель».

Свинина, говядина и куры продавались в мясном павильоне. В те времена курятина стоила дороже другого мяса, считалась праздничным продуктом. Из неё получался прозрачный, янтарный бульон, очень вкусный, ароматный и полезный. Им поддерживали детей и больных. На рынке можно было купить и речную рыбу, выловленную в Ипути. А вот дрожжи, остро необходимые хозяйкам, можно было приобрести лишь «из-под полы» у спекулянток – брусочки по 100 граммов, завёрнутые в книжные листочки.

Всё, что привозилось на рынок, продавалось очень быстро, к каждому продавцу выстраивалась очередь. Всё было свежее, качественное, вкусное, а цены были ниже, чем в магазине. Сегодня это кажется странным, но в те времена деревня влачила жалкое существование: не было дорог, электричества, колхозники работали за трудодни, после уборки урожая и сдачи государству сельхозпродукции получали натуральную оплату, а деньги не всегда и мало. Поэтому средств на покупку промышленных товаров и тех продуктов, которые они сами не производили, не было. Можно сказать, что колхозники везли в город продукты не от богатства, а от бедности и продавали их дёшево.

Вырученные на рынке деньги селяне тратили на свои нужды, в частности, покупали много хлеба, сахар, селёдку, гостинцы детям – зефир, пряники и лимонад. Тогда магазины были не во всех деревнях, правда, к ним привозили товар автолавки. В существовавших магазинах, так называемых «сельпо», ассортимент товаров был ещё более скудным, чем в городе.

Продукты питания можно было приобрести в той части рынка, где был вход с Коммунистической улицы. Во второй части рынка, прилегающей к улице Некрасова, продавали с возов сено для коз и коров, муку в мешках, мел в лепёшках, глиняные горшки и кувшины, скобяной товар, суточных цыплят, молочных поросят. Их несли в мешках, а они отчаянно визжали. Там же продавали плетёные из ивы корзины: круглые с одной ручкой и очень большие, длинные с двумя ручками, они были предназначены для переноски двумя носильщиками. Эти корзины использовались в хозяйстве для корнеплодов и фруктов. Ещё были кошёлки мягкого плетения с двумя ручками. Их покупали женщины, чтобы носить продукты с рынка и магазина. Ещё помню мужчину — точильщика ножей со станком, на котором были серые и розовые круглые, разного размера точильные камни. Они приводились в действие с помощью ножного привода. Рынок всегда был самым посещаемым местом города.

Новозыбков — Гомель — Новозыбков

Малочисленные магазины и единственный рынок, слабо развитая служба быта заставляли горожан ездить в ближайший областной город Гомель, чтобы там удовлетворять свои потребности. Белоруссия в советские времена была сборочным цехом страны, витриной социализма, да и с руководителями ей больше везло. В 1959-1980 годах республикой руководил бывший партизан, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда Пётр Миронович Машеров.

Гомель. У железнодорожного вокзала

В Гомельской области обеспечение промышленными и продовольственными товарами было намного лучше, чем в Брянской. Поэтому ежедневно ни свет, ни заря сотни горожан устремлялись в сторону вокзала. Около пяти часов утра через Новозыбков проходил рабочий поезд Унеча – Гомель. Около восьми часов утра отправлялся второй поезд. Билет в одну сторону стоил 65 копеек. Вагоны были старые, с деревянными, коричневыми, крашеными полками. Теперь их можно увидеть лишь в чёрно-белых художественных фильмах 50-60-х годов.

Гомельский цирк

Приехав в Гомель, люди устремлялись кто куда: в парикмахерскую, в ателье, на рынок, в магазины, в парк, на пляж, в цирк. Вспоминаю, как мы с мамой, приехав ранним утром, направляемся не спеша по улице Ленина в парк Румянцевых-Паскевичей. Проходим аллеями, выходим на набережную Сожа, садимся на лавочку, любуемся панорамой реки, завтракаем и кормим белок, они берут печенье с рук. На башне дворца бьют часы – пора, магазины открылись.

Гомель. Новый универмаг

Обычный маршрут приезжих – улицы Ленина, Советская, Победы и центральный рынок. Обедали в столовой на улице Победы, но это не всегда удавалось – надо было успеть обойти много магазинов, постоять в очередях, чтобы купить необходимое. Из Гомеля люди везли кур, уток, колбасу, сгущённое молоко, сыр, масло, сметану, а осенью зеркальных карпов. Покупали одежду и обувь на всю семью. В гомельских ателье заказывали одежду, там шили более качественно и был больший выбор тканей. В парикмахерских делали стрижки и завивки, тогда это было модно. Школьники ездили с учителями или родителями в цирк, молодёжь – погулять в парке, поплавать в Соже, посидеть в кафе или ресторане.

Рынок в Гомеле

В 17.30 надо быть на перроне, чтобы войти в вагон, как только подадут поезд, и успеть занять место, иначе придётся стоять до Добруша, а то и до Злынки. Заняв места, люди начинали закусывать купленными деликатесами, обмениваться впечатлениями, кто и где успел побывать, кому и что удалось купить. В разговорах время проходило незаметно. В 19.50 поезд прибывал в Новозыбков. Поездки в Гомель продолжались до распада СССР.

В 90-е годы картина изменилась – поезд был по-прежнему переполнен, но это уже жители Гомеля везли продукты в города Брянской области и на разнице цен делали свой бизнес. В нулевые годы, в связи с развитием торговли и открытием многих магазинов в Новозыбкове, поток пассажиров значительно сократился. Поезд заполнялся только в выходные, праздничные дни, на Радуницу. В 2014 году пригородный поезд Гомель – Новозыбков, самый демократичный вид транспорта, к сожалению, был отменён.

Поезд Новозыбков-Гомель на станции Новозыбков

Сегодня в Новозыбкове, как и во всей России, как и в Белоруссии, открыто множество торговых центров, супермаркетов, новых рынков. Всё можно купить без проблем – были бы деньги. Мы, наконец, узнали на практике, что такое общество потребления. Правда, при этом немало потеряли в духовной сфере, но это уже другая тема.

Фото — из открытых интернет-источников

См. также:

42 комментария:

  1. Хорошая статья. Спасибо!

  2. борис говорит:

    В действительно крайне бедные пятидесятые кое-какое разнообразие товара всё-таки было, например в гастрономе в двухэтажном ещё доме близ центральной площади продавались хорошие рыбные консервы, осетрина холодного и горячего копчения, балык, провес, керченская сельдь, крабы. лососёвая и осетровая икра, приличный шоколад… Наверное, это было дороговато для большинства, но и не совсем уж отрезающе. Просто это всё не считалось едой, а баловством, деликатесами. С повышением жизненного уровня в шестидесятые эт продукты исчезли как класс.
    …Про Гомель. Там покупались не только продукты питания и одежда, первые в Новозыбкове телевизоры приобретались там и на том самом «одуванчике», что вспоминает Раиса, тащили эти тяжеленные ящики домой. ТВ программа тогда тоже была только гомельская, дикторы работали на белорусском языке, который так врезался в детскую память, что он до сих пор помнится. Наш первый ТВ был марки «Нёман», вероятно как и у большинства тогдатошних первых обладателей «голубых экранов»… Встречу Гагарина, похороны Кеннеди, чемпионат мира по хоккею, выигранный впервые сборной СССР, «Огонёк», КВН, всё это показал нам этот несовершенный аппарат…

    • Раиса говорит:

      Спасибо, Борис, за дополнение. Действительно, в магазинах были пирамидальные горки рыбных консервов, в том числе Chatka с памятным слоганом «Всем давно понять пора бы, как вкусны и нежны крабы». Морепродукты тогда были не в ходу у большинства горожан, а бычки, кильки, частик в томате брали как холодную закуску на праздничный стол. Хозяйки покупали морскую рыбу, особенно запомнилась мне камбала, стоила не то 49, не то 53 копейки. Идёшь по улице, а из всех дворов ветерок доносит запах жареной камбалы. Рыба была одним из самых демократичных продуктов. Палтус стоил 1.10 или 1.40, в три раза дешевле сливочного масла, сегодня он раза в четыре дороже масла. Постепенно большинство консервов перешло в разряд деликатесов, дефицита. В фильме «Москва слезам не верит» Басов-чиновник выкладывает на стол с десяток таких баночек, купленных, наверное, в министерском буфете.
      Из Гомеля везли не только телевизоры, но и другую радио- и бытовую технику. Там же покупали обои и всё что надо для ремонта. Гомель нас очень выручал в решении всех проблем.

  3. Раиса говорит:

    Спасибо Александру Карпову за интересные фотографии, в частности, неожиданно и приятно было увидеть «итээровский дом» из моего далёкого детства.

    • Александр Карпов говорит:

      Это фотография, опубликованная недавно в серии «Из истории Новозыбковского СМУ». Других фотографий, где был бы хорошо виден этот дом, я не знаю, к сожалению.

      • Раиса говорит:

        Статью про СМУ читала, но тогда смотрела на демонстрантов и не поняла, что это «итэровский» дом. Под фотографией написано, что здание в левой части снимка снесено — это ошибка. Снесено здание в правой части, то есть «итээровский» дом, без балконов, трёхэтажный, вход с улицы. Правее его уже территория музея.

  4. борис говорит:

    В конце пятидесятых, когда огни коммунизма уже маячили на горизонте, а Кодекс Строителя Коммунизма приобрёл статус скрижалей, в торговле были введены компоненты бесклассового общества, такие как «магазин без продавца», «автобус без кондуктора», «зарплата без кассира», бесплатный хлеб в столовых. Ну, к подобной экзотике комментарии излишни.
    Помню, как в новой булочной по Ломоносова, тоже «без продавца», установили таинственный, сверкающий никелем агрегат под чужеземным названием Expresso». Он поражал наше детское воображение своей неземной красотой и загадочностью. Агрегат вызывал самые невероятные версии своего предназначения, но так и не раскрыл нам всем своей заграничной сути. Только в новейшие уже времена мы узнали, что это была большая кофеварка со всеми прибамбасами. Для меня этот агрегат давно стал символом той эпохи, где кофе называли бурдообразную жидкость, наливаемую половником из выварки по 10 коп. за стакан.

    • Раиса говорит:

      Автобусы без кондукторов я помню. В Белоруссии и сегодня курсируют такие троллейбусы с компостерами и валидаторами, но и контролёры не дремлют.
      Кофе в маленковском липком стакане по 10 копеек — это отпад, забыть невозможно. Даже растворимый кофе был страшным дефицитом. А вот автомат в булочной я не помню. Впервые попробовала кофе, приготовленный на пару, в булочной на Калининском проспекте в Москве. Он был волшебно ароматным. Мы только в зарубежных художественных фильмах видели, как посетители кофеен сидят за столиками с чашкой кофе и газетой. У нас подобное невозможно было представить, пожалуй, выгнали бы в три шеи за такой заказ.

      • борис говорит:

        В СССР тоже были «кофейные» места, но не в кондовой России, а в автономиях. Например, знаменитая набережная-мол в Сухуми, где женщины-абхазки готовили настоящий кофе на открытом огне, в медных закопченных турках (слово. запрещённое на территории РФ :)), или в кофейнях, на раскалённом песке. Местные старики сидели там и пили кофе днями, у них такой клуб был своеобразный.
        В гастрономах города Херсона, где я учился, были кофейные отделы-кафетерии. там варили кофе из свежесмолотых зёрен, на пару, как вы говорите, наливали рюмку ликёру или коньяку, плюс бисквитное пирожное… Там был чисто и светло…
        Что до сидения с чашкой кофе и газетой, то при той цене, что стоит чашка кофе в Париже или Берлине, никто бы вас не шуганул. :)
        Любопытный опыт видел на вокзале в Минске, в новейшие времена. За кофе там стояла очередь (!!!), и женщина, его готовящая на кафе-машине делала из одной закладки две чашки. То есть, один клиент получал порцию ароматного напитка, а следующий-порцию спитой бурды за те же деньги. Ох, живуч совок!

        • Раиса говорит:

          Борис, вы навеяли приятные воспоминания юности. Помню набережную в Сухуми, большие жаровни с раскалённым песком, а в них несколько турок с кофе, их постоянно передвигает мужчина. Меня ещё удивляло, что на Кавказе и в Средней Азии в сфере обслуживания работали мужчины. В Новозыбкове продавцами, официантками трудились только женщины. Да, на юге были кафе, где не возбранялось заказывать только напитки. Например, в Гурзуфе мы ходили по вечерам в коктейль-холл, заказывали шампань-коблер, на большее денег не было. Были недорогие молодёжные кафе в Москве — «Московское» на улице Горького и «Метелица» на Калининском проспекте. Там можно было заказать мороженое, кофе или бокал шампанского и сидеть два часа. Заглядывали мы иногда в «Шоколадницу» — побаловать себя любимых чашкой кофе с пирожным. Ещё можно было выпить чашку душистого кофе с шоколадной конфетой «Мишка на севере» или «Белочка» в театре, перед началом спектакля или в антракте. Но вот в Новозыбкове кофепитие не получило развития. Где-то в середине 60-х напротив проходной станкозавода появилось летнее круглое кафе, Вы должны его помнить. В нём продавали мороженое, молочный коктейль и пирожные. Потом его перенесли на то место, где нынче площадь Дыбенко. Я часто туда заходила выпить вкусный коктейль. Потом кафе исчезло. А как было бы хорошо и сегодня посидеть в кафе на берегу озера Карна, выпить кофе, коктейль, бокал вина. Мечты, мечты, где ваша сладость?

          • Раиса говорит:

            По поводу кофе на ж/д вокзале в Минске. Вокзал прекрасный, а обслуживание совдеповское. Никогда ничего там не покупаю и другим не советую. Рядом с вокзалом комплекс «Галилео», в нём Макдональдс на первом этаже. Там хороший чай, кофе, молочный коктейль, отличное мороженое. Обслуживают не тётки- воровки, а молодёжь.

          • борис говорит:

            Если уж говорить о кофейных местах бывшего Союза, то нельзя не вспомнить республики Прибалтики. нынешние страны Балтии. Уж там-то культура кофепития не прервалась даже годами советской оккупации. В далёком 1967 году мы с коллегами и приятелями со станкозавода, второго механического цеха совершили поездку в Ригу за мощный сбор металлолома, что на станкозаводе не велика проблема была. Конец октября, мокрый снег, романтичные улички старой Риги, полноводная Даугава, набережная Пилс, бродили, совершенно очарованные этим уголочком Запада в СССР, маленьким балтийским Парижем, замёрзли… Вдруг в переулочке, таком узеньком, что руками достаёшь обе стороны, мелькнул свет, стилизованный кофейник на цепочке-крохотное уютное кафе на четыре столика. белые скатерти, запах свежемолотого кофе, барменша в нарядной наколочке… Разделись, посидели за кофе, выпили коньячку, согрелись… Постячок? Конечно. Но ощущение жизненного уюта, тепла, спокойствия и есть те пустячки, что делают жизнь жизнью, а не борьбой.

  5. Anna Дмитроченко говорит:

    «Возвели новый дом №16а, на первом этаже которого разместился магазин №43, его долго так и называли «Сорок третий». Ныне там располагается супермаркет «Магнит».»

    Раиса, насколько я помню, магазин №43 был на противоположной стороне улицы, в двухэтажном доме, а там, где теперь «Магнит», был Гастроном №2. Вот почему-то так мне кажется))

    • Раиса говорит:

      Анна, не буду спорить и категорически что-то утверждать относительно магазина №43. Надо будет поспрашивать у знакомых, которые живут в этом районе.

    • Тарас Фролов говорит:

      Именно «сорок третий» был магазин где ныне универсам «Магнит». Я его с детства помню, всегда называли «сорок третий». Напротив сада №9, бывшее общежитие НСЗ, вот в нём на первом этаже был магазин, но если мне память не изменяете он был промышленный.

      • Anna Дмитроченко говорит:

        Возможно, Тарас, что и так. Но во времена моей юности магазином №43 назывался другой, наверно, потом нумерацию поменяли. Во времена, когда его построили, я на Ломоносова уже почти не бывала))

      • Александр Карпов говорит:

        В 80-е это точно был магазин №43, и не промышленный, а Гастроном.

        • Anna Дмитроченко говорит:

          Александр, я говорю о 60-70х годах, когда прежний дом ещё не снесли и не построили тот, где теперь Магнит. Продовольственный магазин 43 был на противоположной стороне. В общем, я всех запутала!))

    • Олег говорит:

      Верно, 43-й магазин в 70-х был на противоположной стороне. Потом, в 80-х, его перенесли туда, где нынче Магнит, а в его старом помещении организовали комиссионку.

  6. борис говорит:

    Магазин №43 располагался в двухэтажном доме, третьем от перекрёстка Ломоносова-Ленина, то есть, в доме №7. Именно там моя семья «отоваривалась» с 1960 по 1970 годы. Ещё его называли тогда «заводской гастроном». Потом этот номер присвоили новому магазину недалеко от музея, на чётной стороне улицы Ломоносова. Уже точно не помню, но в конце восьмидесятых в бывшем магазине №43 был «комок».

    • Раиса говорит:

      Борис, небольшое уточнение: ваша семья жила в угловом доме №3, за ним двухэтажное общежитие №5, далее начальные классы в доме №7, а потом уже двухэтажное здание общежития под №9, на первом этаже которого был продовольственный магазин, который мы долго называли «Новым». Ещё во второй половине 90-х годов он был продовольственным, потом там был комиссионный, мото-веломагазин и др. Видно, он не выдержал конкуренцию со стороны «сорок третьего», ныне Магнита.

      • борис говорит:

        Да, верно, подзабыл уже. На месте «заводского» гастронома №43 потом был заводской же магазин, станкозавод им владел. Естественно, с частными магазинами он конкурировать не смог, как и все другие муниципальные.

  7. Любовь говорит:

    Раиса! С удовольствием прочитала Ваши » Записки сторожила. Городская торговля». Вы удачно отразили определенный срез нашей действительности 50-ых г. Но мне кажется, что так было в торговле и в 60-70-е г. В деревнях нашего региона все было еще сложнее. Рынок был только в горпоселке. Все крестьяне окружающих деревень везли, несли свою продукцию за 5-6 км., чтобы выручить хотя бы какие «копейки» В магазине ( один на всю деревню) были только самые ходовые товары: хлеб,соль, сахар и вездесущая килька в томатном соусе . Были , конечно, и самые необходимые хозяйственно-бытовые товары . И только когда в колхозах ввели денежную оплату, вот тогда стала понемногу оживать торговля. Но… все течет , все изменяется. Изменилась и эта сфера жизнедеятельности. За какие-то 3-4 десятилетия наша торговля совершила такой мощный рывок от нищеты к почти что изобилию Разве могли мы в те далекие времена нашего детства мечтать о супермаркетах и гипермаркетах , которые сегодня выросли на городских улицах. Жаль, что денег не хватает на это изобилие , особенно у пенсионеров . Но это уже иная история . Кстати, в тексте использованы удачные фото, записки отличают хороший слог,стиль. Раиса! Пусть Ваши финансы не поют романсы! Желаю кризис «перебыть», И в достатке век прожить! Пусть у Вас все будет схвачено. Легко и правильно раскручено! Усилий минимум потрачено, а пользы максимум получено!

    • Раиса говорит:

      Спасибо, Любовь, за хорошие пожелания. Да, Вы правы — это бы изобилие да на 50 лет раньше, а ещё лучше на 100, чтобы и наши родители пожили «при коммунизме», который им обещал Ленин на Ш съезде комсомола. Когда-то листала в библиотеке подшивки дореволюционных газет. В советские времена не существовало рекламы, а тут я наткнулась на рекламу продуктов и была поражена: какое изобилие всего, каких невиданных и неслыханных продуктов! Я читала эту рекламу с упоением, и сама-собой пришла мысль: «Зачем надо было делать революцию при таком изобилии?!» Чтобы мучить людей голодом? Чтобы унижать человеческое достоинство карточками и очередями? Чтобы разорить и уничтожить крестьянство, загнать бесправных людей в колхозы — гетто по сути? Мне всегда было жалко до слёз, до сердечной боли этих колхозников, плохо одетых, с красными обветренными лицами, заскорузлыми руками. Они везли в город масло, которое съели бы сами, но нужны были деньги, потому что в колхозах не платили зарплату, и пенсию старики не получали — не положено!
      Вы считаете, что так как в 50-х годах было и в 60-70 х. Тут есть нюансы. В 1961 году была принята программа построения коммунизма. Началась знаменитая хрущёвская кукурузная эпопея, которая привела к нехватке хлеба, муки, круп, макаронов, к огромным очередям и массовому недовольству. В 1964 г. Хрущёва свергли. Благодаря реформам Косыгина восьмая пятилетка, 1966-1970, была самой удачной. Магазины наполнились продуктами. В 70-80-е гг. в мире был нефтяной кризис, цены на нефть выросли. В Союзе открывались новые месторождения углеводородов, нефть и газ качали и гнали на запад. Всё, в том числе и продукты, везли из-за границы за нефтедоллары. К началу 80-х страна основательно села на карточки, вот когда мы запели репку. Москва всегда снабжалась хорошо, областные города жили скромнее, районные, как наш Новозыбков, скромненько, а бедная деревня всё так же влачила жалкое существование. Поворот к изобилию совершили Ельцин и Гайдар, сколько бы их ни проклинали. Прихожу в последние два десятилетия в супер-гипер-мегамаркеты и думаю: «Ну где и зачем эти ленинцы прятали от нас это фантастическое изобилие?!»

      • борис говорит:

        Удивили вы меня, Раиса, этим постом. Но приятно удивили.

        • Раиса говорит:

          Удивительное в другом — до сих пор нигде не установлен памятник советским крестьянам-колхозникам. Военным, от солдата до маршала, тысячи памятников и гигантских монументов, а тем, кто их кормил, обеспечивал победу в тылу — ни одного. Женщины таскали плуг и борону на себе, потому что всех лошадей забрали в армию. Фильм «Председатель»- Михаил Ульянов в роли однорукого председателя колхоза — единственный мужчина в деревне. Весна, поднимают на верёвках обессилевших коров. Тетралогия Фёдора Абрамова «Пряслины» и «Дом» — об архангельской деревне — читаешь и слёзы душат. И ни одного памятника кормильцам нашим, «Рабочий и колхозница» Мухиной не в счёт.

  8. Раиса говорит:

    На культуре кофепития в Риге закончилась ветка. Поскольку балты вошли в Союз только в 1940 году, они так и не влились в «новую историческую общность советский народ.» У малочисленных народов сильнее развиты инстинкт самосохранения и чувство национального достоинства. Поэтому они сохранили все довоенные, досоветские традиции. Русские люди пили не кофе, а чай из самовара с сахаром в прикуску, а у них сущестовала европейская традиция кофепития. В Прибалтике было много такого, что манило россиян — красивая архитектура, узкие старинные улочки, Дом моды, кафе, варьете, музеи, магазины. Станкозавод и «Индуктор» организовывали поездки в Киев, Гомель, Ригу, другие города, но в те времена наши туристы ходили не столько по кафе и галереям, сколько по магазинам. Покупали приёмники, трикотаж, продукты, конечно, знаменитый рижский бальзам. А Вы, Борис, в это время сибаритствовали, грелись кофе с коньяком в уютном частном кафе.
    Нынешним летом я бродила по улицам Риги, где снимались когда-то советские «заграничные» фильмы, в том числе «Семнадцать мгновений весны». Туристов и сегодня великое множество, фотографируются на фоне Оперного театра, Домского собора, бременских музыкантов, дома Черноголовых. На Домской площади, за столиками сотни рижан и гостей вкушают кофе. Отрадно, что наши уже ездят не на закуп, а за впечатлениями. Разве что покупают сувениры из янтаря и ликёры в маленьких бутылочках «Мокко» и «Шарлота».

    • борис говорит:

      Ну, что вы, какое там «частное кафе» в 1967 году? Просто латыши умели придать даже общепитовской точке уют и приятность.
      В дореволюционной России знать и просвещённое купечество тоже имели обычай попить «кофею», судя по литературе тех лет. Сейчас кофейное разнообразие везде и кругом, а вот приличный чай исчез напрочь. С тоской вспоминается даже подмешанный, но вполне пристойный чай «Бадзёрасць» белорусского развеса… Что до товаров, за которыми раньше ездили за тридевять земель, то все они легко выписываются в интернет-магазинах. И рижский бальзам, и эстонские ликёры… Гуляй по Риге, по Таллинну, по Берлину и Парижу да любуйся.

      • Раиса говорит:

        Кофе, как известно, активно продвигал Пётр Первый. После войны с Наполеоном русские офицеры-дворяне широко распространили этот обычай среди аристократов. Воспряв от сна, ещё в пеньюаре и чепчике пили кофий со сливками. Но массового распространения кофепитие не получило. Тоже из русской классической литературы вспоминаем, как приказчик отпускает покупателю осьмушку чая, полфунта сахара и ситный. Горький описывал, как его бабка и дед каждый из своей заначки доставали чай и отсчитывали равное количество чаинок. Значит, он был дорогой, не каждому по карману. Вот как изобразили русские художники 19 века процесс чаепития в России. Перов «Чаепитие в Мытищах» — за самоваром толстопузый монах. Соломаткин «Утро у трактира» — женщины из прислуги пришли с огромными чайниками, понесут чай хозяевам к завтраку. Маковский «Любители соловьёв» — два мещанина пьют чай из самовара и водку. Маковский «Варят варенье» — старосветские помещики готовят лакомство к чаю. Богданов-Бельский «Новые хозяева» — большая купеческая семья, представители нового, третьего сословия, выкупив дом у разорившегося помещика, сидят за овальным столом с самоваром и баранками, пьют чай из блюдцев. Максимов «Всё в прошлом» — старая помещица в саду, рядом самовар и чайный столик. Кустодиев «Купчиха за чаем» — все знают. Кустодидиев «Московский трактир» — за большим столом извозчики в форменной одежде пьют чай из блюдцев. Снова Кустодиев «Яблоневый сад» — купеческая семья наслаждается чаем под яблонями с румяными яблоками. Значит, если кофе пили дворяне, то чай — буржуазия и зажиточные мещане. Крестьяне пили квас и молоко.
        В советской России не стало ни дворян, ни буржуазии, ни кофе, ни чая. В Новозыбкове можно было купить грузинский чай с мусором. Я всегда недоумевала, почему у нас чай убирают машинами, а свёклу вручную. Ещё в наших магазинах продавали какао «Золотой ярлык» в зелёных коробочках. Из него варили какао на молоке. Были в магазинах и коробочки с ячменным напитком. Мы пили чаи с душицей, мятой, мелиссой, чабрецом, шиповником, рябиной, листьями смородины. Ещё пили чайный гриб, очень вкусный. Самым желанным подарком был индийский чай «Три слона» или баночка растворимого кофе.
        У русских, как и у англичан, больше распространено чаепитие, а не кофепитие. Греки и финны вообще чай не признают. Вот и в Германии нет чая, только кофе. Зато у нас его изобилие: индийский, цейлонский, китайский, английский, чёрный, зелёный, фруктовый, с жасмином, бергамотом, лавандой, Липтон, Гринфилд, Акбар, Дилма, Брук Бонд, Ристон и пр.- жизни не хватит всё перепробовать. А сколько у нас чудных конфет российского производства!!! Резюме: возвращайтесь, Борис, в Новозыбков.

        • борис говорит:

          Ну, что вы, Раиса. все эти экстракты, эрзацы и имитации и в Германии есть, полный набор чайного мусора. благо, немцы в чае ничего не разумеют. Но здесь хоть честно пишут, что это не чаи, а чайные напитки, а в родном Новозыбкове нарвался как раз на фальшивый чай под громкой этикеткой. Вы уничижительно отозвались о грузинском чае, и я согласен, это был не деликатес, но в вечерней смене на «Индукторе» рабочие с отсидкой в биографии заваривали грузинский чай пачку на стакан, и добрый чифирь получали. Из вашего же «Брукбонда», пардон, только коричневая жижа получится, там и кофеина-то нет. Веник…
          Что до кофе в советские времена, то настоящий молотый, без цикория, желудей, каштанов и овса в Новозыбкове появился в середине шестидесятых. Стоил он рубль баночка и это считалось дороговато. Кофе высшего сорта стоил три рубля семьдесят копеек, в те годы это была отрезающая цена. Потом выросли зарплаты, и кофе стал дефицитом. Вспомнишь, и не верится. Колониальный товар, за автомат Калашникова вагон зёрен отдали бы в банановых республиках. За «Москвича»-эшелон.

          • Иван говорит:

            В 80-х появился растворимый кофе, по цене 6 рублей за 100 гр. Стоил одинаково, что импортный, что советский. В Новозыбкове, конечно навряд ли встречался в магазинах. У меня был бизнес в 80-х, покупал импортный растворимый кофе в магазинах, из под полы, в Москве конечно, по 7 р. за банку и продавал на колхозных рынках, торгующим, по 8 р.)))
            В день удавалось бывало банок 200 продать.
            Зёрна в продаже были по 20 р. за кг «Арабика» и » Робуста» по 18. В некоторых булочных стояли автоматы, для бесплатного помола зёрен. Слышал, что умельцы механики делали где то там внутри какую то дырочку, через которую отсыпалось гр. 10 за раз, что в результате давало в день килограммчик, другой, молотого кофе.)))

            А как то помню в 70 -х, приехали на поезде, с мамой в Новозыбков. По перрону ходила женщина и ела мороженное. Мама спросила её: где Вы мороженное брали? А женщина отвечает: это колбаса ливерная…
            Колбаса… белоснежного цвета, просто шок, до сих пор помню.
            И хорошо помню деревенский магазин в Перевозе, лавкой называли. Бочонок разливного «Солнцедара» на прилавке, конфеты, мука, водка, какие то вещи, галоши, всё вместе. Рядом с лавкой ангар с керосином. Когда привозили хлеб, его сразу раскупали мешками, на корм курям. Иногда даже мороженное привозили.

          • Раиса говорит:

            Борис, соглашусь с Вами наполовину. Сегодняшний ассортимент чая от самого дешёвого до самого дорогого предназначен для людей разного вкуса и достатка, от невзыскательных покупателей до гурманов. Есть масса рекомендаций, как купить хороший чай. Люди знают, какие должны быть значки, упаковка, производитель, где надо покупать. Хорошие магазины боятся контролирующих организаций, а ещё больше — потерять клиентов. Вы сгоряча написали, что вообще нет хорошего чая, вспомнив фальсификат. К сожалению, мошенники подделывают не только чай, но и деньги, и лекарства, и алкоголь. Обманывают часто тех, кто сам обманываться рад. Несколько человек умерли от алкоголя, купленного в интернет-магазинах. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», так остался бы жив. Или покупают мёд у проходимцев, которые носят его по вагону за полцены. Замечаю, что люди в супермаркетах долго и тщательно изучают товар — срок годности, состав и пр. — стали осторожнее.

  9. Дмитрий Шевцов говорит:

    Хочу рассказать свои воспоминания о Гомеле конца 80-х.
    В нашей семье тогда уже был автомобиль «Москвич» и мои родители, вместе с моей тетей иногда ездили после получение зарплаты в Гомель за продуктами. Учитывая, что я был самый младший (а значит самый мелкий) из всех своих братьев-сестер, то мне всегда находилось место в машине.
    Родители покупали продукты (я почему-то помню только колбасу и вкусный хлеб). Иногда в Гомеле можно было купить «фанту» или «пепси» (такие тонкие бутылки по 0,33 л.) А еще иногда в Добруше (в магазине «Детский мир») мне родители покупали набор с пластиковыми деталями самолета. Сейчас их в детских магазинах просто валом , а тогда была огромная редкость. Коллекция этих самолетов стояла на шкафу у меня очень долго, пока племянник не подрос и мне пришлось их ему подарить.

  10. Раиса говорит:

    Спасибо, Дмитрий, за интересное дополнение. Вы уже из поколения «пепси». Наверное, в годы горбачёвской перестройки появились фанта и пепси-кола. Тогда в Москве продавали фанту на улицах, как раньше газировку, в маленковских стаканах. Я выпила за день пять стаканов холодной, шипучей фанты, мне казалось, что ничего вкуснее в мире нет. Теперь её делают у нас, и у неё совсем другой вкус. В годы, о которых Вы пишете, в российских магазинах — хоть шаром покати. В Белоруссии ситуация была лучше. Я тоже ездила и в Гомель, и в Добруш. В Добруше получалось больше времени. Купив тушёнку, колбасу, сыр, можно было вкусно и недорого пообедать в ресторане «Ипуть», а потом ещё и полюбоваться на водопад — слияние Ипути и Сожа.

  11. elena говорит:

    Маленькое уточнение- Ломоносова16А дом с почтовым отделением и овощным магазином. ИТРовский дом Ломоносова16,просто я жила в нём. И ещё 43 магазин находился на первом этаже заводского общежития по Ломоносова 9.Поэтому и назывался Заводской

  12. Любовь говорит:

    Раиса! Вы правы. Советские крестьяне-колхозники как никто другой испытали на себе все тяготы жизни . неустроенность быта! И .конечно же. заслужили у государства благодарности …… . но не получили ее. Трудно представить себе в 50-70 гг. крестьянскую семью. которая сидела бы и пила не спеша чай или кофе. Конечно. были другие напитки; молоко. кислое молоко(кефир домашнего приготовления). различные компоты( яблочный .грушевый) Они питательны. не требовали время для приготовления . И пили их часто прямо с кувшинов. больших кружек. Иными словами. в деревне человеку расслабляться было некогда: принятие пищи -только для поддержания физических сил . А работали много и напряженно. Помимо ежедневной колхозной работы. ведения домашнего хозяйства почти каждой семье выделялись участки от 50-60 соток льна. свеклы картофеля . табака и других сельхозкультур. На участках работала вся семья: дети . женщины. старухи. Обед брали с собой в поле. Простой воды некогда было попить . Кстати . и сегодня сторожилы деревни не приучены к чаю. кофе. Они так говорят о чаепитии:да вам просто нечего делать . от скуки все это! Обычай посидеть за чайком пришел в деревню в 70-г.. когда постепенно физический труд стал вытесняться машинами . Деревня облегченно вздохнула . И быстро заменила чашки с чаем и кофе на стаканы с водкой и вином . Жаль!!

    • Раиса говорит:

      Любовь, спасибо за существенное дополнение. Помню, что в годы моего детства в журналах, календарях часто публиковали репродукции картин художника Пластова, который живописал деревенскую, колхозную жизнь. Картины красивые, колхозники жизнерадостные, лучезарные, счастливые. На одном полотне изображён весь колхоз за богатыми столами под транспорантом «Жить стало лучше, жить стало веселее» /шея стала тоньше, но зато длиннее/. А читаешь писателей- деревенщиков — будто о другой стране пишут. Да мы и сами это видели и понимали. А вот чаепитий-кофепитий на картинах Пластова нет. Доярки наливают пастухам парное молоко, трактористы ужинают чёрным хлебом с молоком, девушки в лесу утоляют жажду квасом. Что случилось с деревней, почему стали пьянствовать, как в городе — это очень тяжёлая, чёрная тема.

  13. Раиса говорит:

    Иван, спасибо, что поделились своими воспоминаниями. Да, кто не ездил в Москву в 80-е годы! Растворимый кофе выносили прямо на тротуары, чтобы не создавать дополнительную очередь в магазине. Помню шок, когда цену на Арабику подняли сразу с 5 /если не ошибаюсь/ до 20 рублей, мотивируя это неурожаем в странах-производителях кофе. Появился анекдот: «Если ваши друзья не открывают дверь на звонок, значит пьют кофе». Правильно вы пишете, что хлеб в Новозыбкове покупали на корм скоту. Буханка чёрного стоила 13 копеек. Его размачивали и добавляли в толчёную картошку, туда же сыпали ржаную муку, горсть кильки. Кабанчики ели с удовольствием, сало потом во рту таяло. Куры тоже в благодарность несли вкуснейшие яйца. В сельпо, как Вы отметили, был минимальный набор товаров, а мороженое вообще редкость.
    Моему поколению есть что сравнивать. Материально мы жили беднее, а духовно богаче. Сегодня не хватает именно гармонии материального и духовного.

  14. Михаил Лиханин говорит:

    извините а можно спросить кто знает выезд из города новозыбкова в гомельский цирк организованно

    • Раиса говорит:

      Поинтересуйтесь в одном из турагентств Новозыбкова. Позвоните в гороно, возможно, школы организуют поездки в выходные дни на дневные сеансы. Раньше заводские профкомы организовывали такие поездки, а как теперь — не знаю.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>