21 сентября (или 7 сентября по Церковному календарю) Православные Христиане отмечают один из главных праздников в Церковном календаре – Рожество Пресвятыя Богородице.
Когда в семье рождается ребенок, то радуются родители, радуются и все окружающие. Радуются потому, что новый человек родился в мир. Радуются, хотя и не знают, каким вырастет это дитя, и что несет оно с собой в мир: внесет ли добро или зло, будет ли чадом света или чадом тьмы. Люди радуются рождению нового человека, ибо надеются на то, что каждый человек должен внести в мир добро.
Когда в семье престарелых Иоакима и Анны родилась Дочь Мария, то радовались родители и все близкие к ним. Радовались не только потому, что теперь снято было поношение с их семьи, ибо в древности отсутствие детей считалось за великий позор, но и потому, что, как было им возвещено, через их Дочь даровано будет миру спасение.
Теперь же этому событию радуется весь христианский мир, ибо в этот день родилась Пречистая Дева Мария - Невместимого Бога во чреве вместившая и радость миру родившая.
Рождество Пресвятой Богородицы Церковь празднует в начале церковного года, ибо Рождение Ее - рубеж, отделяющий ветхозаветное время от новозаветного, знаменующий начало новой эры в истории человечества. Ветхозаветное время было ожиданием прихода на Землю Спасителя. Для этого Господь из всех народов земли избрал Себе народ израильский и из всех родов израильских - род царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Христос Спаситель. Последним звеном Божественных избраний и началом нашего спасения стало Рождество Пресвятой Богородицы. В нем заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего приготовлением Пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Рождество Богородицы - светлая заря человечества, начало новой жизни, заря будущего дня, знаменующая восхождение Солнца Правды - Христа. Приблизилось время разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над человечеством, ведь Пресвятая Богородица родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание из греха казалось уже невозможным.
Вся земная жизнь Божией Матери была приготовлением к раскрытию на земле великой тайны спасения, а затем служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Это служение не прекратилось и с концом земной жизни Пресвятой Богородицы. Исполнение Домостроительства Божия о спасении человечества развертывалось на земле в пределах земной жизни Божией Матери, поэтому годичный богослужебный круг начинается с празднования Ее Рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год связан в той или иной степени с жизнью Божией Матери, и нет другого пути для вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только любовь и благоговейное почитание Его Пречистой Матери. Празднуемые события из жизни Пречистой являются как бы ступенями в Ее духовном возвышении и прославлении, а также этапами исполнения дела спасения мира, совершенного Ее Божественным Сыном. Поэтому, по словам святого Андрея Критского, Рождество Богородицы есть "начало праздников".
С самого Крещения русичей, которое, как известно, произошло в 10 веке при Святом Равноапостольном князе Владимире, на Руси строились Храмы в честь Рожества Пресвятыя Богородицы. Есть он и в нашем городе. Этим храмом является деревянная Николо-Рожественская Церковь (Летний Храм – в честь Святителя Николы, а зимний как раз в честь Рожества Пресвятыя Богородицы) Русской Православной Старообрядческой Церкви, приемлющей священство Белокринницкой иерархии. Надо сказать, что он старейший в городе – в следующем, в 2004 году, этот храм будет отмечать 230-летний юбилей со дня своего возведения.
Сама по себе церковь весьма уникальна. Уникальность деревянного храма заключается в том, что народные традиции в каменном зодчестве со временем претерпевали большие изменения, а в деревянном - эта эволюция совершалась гораздо медленнее. Порою, деревянные постройки XIX в. были такими же, как и 300 лет назад.
Николо-Рожественская церковь расположенная у р. Зыбкая в глубине участка на углу Набережной и Первомайской улиц, строилась с 1774 то 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена; в конце 60-х годов XX в. в результате пожара завершение изменено.
Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Это один из своеобразных деревянных храмов Брянской области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры, с кружной величественной четырехъярусной колокольней, с оригинальной двухъярусной композицией, имитирующей базиликальную структуру. Здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»). Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордена с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. С северо-восточной стороны Николо-Рождественской церкви находится каплица (небольшая постройка - в отличие от часовни может иметь алтарь), построенная, в конце XIX в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Убранство фасадов стилизовано под архитектурные формы XVII столетия.
История храма, как и судьба людей, неотделима от исторических перипетий. Были здесь и героические и трагические страницы... После того, как в Стародубье началось насильственное насаждения единоверия, начались беспорядки и волнения. Официальные власти рассматривали единоверие как переходную ступень от старообрядчества в господствующее православие. В январе 1791 г. в Злынку, Климово и Новозыбков прибыли подразделения Изюмского гусарского полка во главе с Бибиковым, губернатором Новгород-Северским. Основная задача полка сводилась к одному - военной силой подавить противников единоверия очистить от них монастыри и храмы. Но в Новозыбкове полк поджидала неудача. Старообрядцы забаррикадировались в Рождественской церкви у Сенного рынка и не пустили туда солдат. 3 месяца и 4 дня длилась оборона храма. Ее защитники, вооруженные дубинами и кольями, при поддержке большинства населения Новозыбкова успешно отбивались от солдат Изюмского полка. И полк отступил, задачу силой помочь единоверцам занять Рождественскую церковь он не выполнил. Событие это в истории Стародубья получило название "Зыбковское сидение", и почему-то 200-летний юбилей в январе 1991 г. остался незаслуженно обойденным даже старообрядческой общиной Новозыбкова. Ни сказано об этом и в книгах по истории Новозыбкова.
С радостью встретили новозыбковские старообрядцы весть о присоединении к Древлеправосланой Церкви Христовой Святителя Амвросия (Поповича), который восстановил Трёхчинную Полноту в Церкви Христовой.
Первому епископу Новозыбковскому уготово было Господом удостоиться мученического венца. Им был священномученик Конон, который более 20 лет провёл в тюрьме только за то, что он был старообрядческим епископом. Св. Конон почитается в Старообрядческой Церкви, как исповедник и мученик за то, что он не предал Св. Церковь, не отрёкся от Древлеправославия, и твёрдо стоял за Истинную Веру. Не менее известным в Старообрядчестве был и другой Епископ Новозыбковский Селивестр. Он прославился тем, что при нём Новозыбковская епархия достигла своего расцвета. Его заслуги перед Старообрядческой Церковьб ценил церковный народ: в 1881 году он был одним из кандидатов на Московский Архиепископский Престол.
После опубликования в России известного царского манифеста от 17 октября 1905 г. старообрядцы обрели право на свою религиозную деятельность, книгоиздание, строительство храмов. В этот период времени активно начался процесс регистрации некогда запрещенных старообрядческих общин. Так, 9 октября 1907 г. черниговским губернским правлением была зарегистрирована Новозыбковская старообрядческая община, приемлющая священство Белокринницкой иерархии при храме Рождества Богородицы.
Новой вехой в истории древнего Николо-Рождественского храма Новозыбкова стало начало 2002 года, когда настоятелем был поставлен священноиерей Сергий Бедный. Человек он молодой, энергичный - из породы делателей. Ни минуты свободного времени: служба, требы, строительство… Дай Бог, чтобы все планы отца Сергия воплотились в жизнь! Сейчас в храме ведутся реставрационно-восстановительные работы, на что требуются большие денежные средства. Прихожане общины помогают в реставрации церкви, но их усилий недостаточно. Поэтому просим всех благородных, верующих и любящих Православие людей оказать посильную помощь в этом спасительном и Богоугодном деле, сохранив тем самым для наших потомков уникальный памятник деревянного зодчества. Очень хочется, что бы свой 230-летний юбилей Храм встретил в обновлённом, отреставрированном виде.
© А. Карпов. Novozybkov.Ru. 2003-2024. Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам и защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". При цитировании материалов сайта прямая активная гиперссылка на сайт Novozybkov.Ru обязательна. Использование материалов сайта в любых печатных изданиях возможно только с письменного разрешения правообладателя. Контактный адрес электронной почты - nzb@inbox.ru |