Наша древняя земля. Усадьба А.К.Толстого в Красном Роге

Охотничий замок в усадьбе А.К.Толстого в Красном Роге

Мы уже рассказывали вам, уважаемые читатели, о праздновании двухсотлетнего юбилея нашего земляка, великого русского поэта Алексея Константиновича Толстого, в его мемориальной усадьбе Красный Рог. Но старинная брянская земля связана и с другими яркими страницами нашей истории, со многими выдающимися деятелями политической и культурной жизни России.

Cело Красный Рог находится в Почепском районе нашей Брянской области, до середины 17 века оно называлось Вышним Рогом. Вышний – верхний, высокий, наиболее выдающийся, а рог имеет такое объяснение: в окрестных лесах водилось много рогатой дичи – оленей, лосей, косуль и уже исчезнувших благородных туров. Однако существует и другое объяснение, с моей точки зрения, более правдоподобное: село стоит на излучине реки, выдающейся на местности углом или рогом, отсюда название и самой реки – Рог, и села , стоящего на её берегу, — Красный Рог. Красный – красивый, так село, видимо, было названо позже из-за красоты пейзажей. Сейчас река обмелела, и ее зовут уже не Рог, а Рожок.

Успенская церковь в Красном Роге
Успенская церковь в Красном Роге

Успенская церковь в Красном Роге Один из боковых приделов

Успенская церковь

Землями в Почепе и вокруг него, куда входил и Красный Рог, владели сначала родственники царя Петра I Нарышкины, потом сподвижник царя, знаменитый Александр Меншиков, а затем они отошли к роду Разумовских, последних малороссийских гетманов. Наследником Разумовских стал внебрачный сын Алексея Разумовского Алексей Перовский. Он был образованным человеком и известным в начале позапрошлого века писателем. Им написан и издан под псевдонимом Антоний Погорельский ряд книг, и некоторые из этих произведений созданы в Красном Роге. Перовский приходился дядей по материнской линии Алексею Константиновичу Толстому, которому и завещал усадьбу. Для маленького Алеши Толстого его дядей была написана сказочная повесть «Черная курица», которую многие из нас читали в детстве.


Конечно, одна из улиц Красного Рога по-другому называться не может! Именно по ней гости презжают в усадьбу

Сама усадьба, в том виде, как она дошла до нас, была основана Разумовскими во второй половине XVIII века в двух километрах от села. Главным зданием усадьбы был Охотничий замок, который сгорел в годы Великой Отечественной войны в 1943 году и был восстановлен в 1990-м. На территории парка-музея расположен ряд мемориальных построек, сохранившихся со времен А.К.Толстого: флигель, сторожка, контора управляющего, птичник, погреб. Усадьбу окружает парк площадью около девяти гектаров.

Главное здание усадьбы - Охотничий замок - в день праздника

Парк Старинный фонарь в парке

Алексей Константинович Толстой, унаследовав усадьбу, впоследствии поселился там и прожил в ней постоянно с 1861 по 1875 год, до самой своей смерти.

С 1967 года эта усадьба объявлена Литературно-мемориальным музеем А.К.Толстого. Семейный склеп Толстых находится в деревянной Успенской церкви конца XVIII века. Она выполнена в традициях малороссийской архитектуры.

Склеп, где захоронен А.К.Толстой и его супруга
Склеп, где захоронен А.К.Толстой и его супруга, С.А.Толстая

Памятник А.К.Толстому

Музей расположен в восстановленном здании Охотничьего замка. В экспозиции музея представлены личные вещи Толстого, предметы мебели, книги, портреты писателя и его современников.

Мы побывали в этом музее в день юбилея, когда там было много посетителей. Надеюсь, что и наши читатели смогут получить представление об этом мемориальном памятнике.

Восстановленный Охотничий замок, в котором расположен музей А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого Копия рукописи А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого

В литературно-мемориальном музее А.К.Толстого Картина с изображением прежнего Охотничьего замка, сожжёного в годы Великой Отечественной войны

У входа в музей

Люди, интересующиеся историей усадьбы, наверняка помнят, что после смерти А.К.Толстого его управляющий, родом из Новозыбкова, похитил оттуда немало ценных вещей, как предметов мебели, так и разных других: посуды, подсвечников, белья, всего того, что создавало неповторимый уют этого дома. Куда это все потом подевалось, не особенно известно. Так что часть мебели и других предметов интерьера в Охотничьем замке, который и сам является новоделом, не подлинные. Они просто относятся к тому времени, когда жил Толстой и попали в усадьбу из разных других мест.

Однако же, и пусть читатели отнесутся к этой истории снисходительно, хранятся в нашей семье парные подсвечники, изображающие кавалера и барышню галантного века, которые я считаю предметами толстовской усадьбы. Моя прабабушка приобрела их у одного городского жителя еще в конце 19 века, история происхождения их неизвестна. Почему бы мне не сочинить, что они могли стоять в кабинете графа Толстого? Искусствоведы, правда, не считают такие изделия особо древними или ценными. Так, рядовые предметы быта середины позапрошлого века. Возможно, изготовленные по более ранним образцам. Но мне нравится воображать, что когда-то они стояли в Охотничьем замке Красного Рога.

Козьма Прутков И еще мне хочется написать об одном жителе этой усадьбы, теперь мы назвали бы его виртуальным, а тогда он был знаменит и известен, имел собственную биографию, род занятий и остался в памяти людей непревзойденным мудрецом, хоть и высказывал он мысли благонамеренные и заурядные, но умел их облечь в такую форму, что они расходились по России и становились частью фольклора. Речь идет, конечно же, о несравненном Козьме Петровиче Пруткове, директоре Пробирной палатки. Мать его неизвестна, а «отцов» было несколько. Его создателями были три брата Жемчужниковых и их двоюродный брат Алексей Толстой. Они придумали ему биографию, внешность, наделили личностными качествами и довольно долго мистифицировали «почтенную публику», печатая его афоризмы, стихи и истории «на случай». Это, конечно, самая удачная и талантливая мистификация в истории отечественной литературы! И Козьма Прутков остается в наше время востребованным даже больше, чем среди современников. Откройте любую газету, журнал и вы наверняка найдете там афоризмы Козьмы Петровича. Давайте вспомним самые известные:

  • Нельзя объять необъятного!
  • Если на клетке слона прочтёшь «буйвол» не верь глазам своим!
  • Бди!
  • Всякий специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя.
  • Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.
  • Единожды солгавши, кто тебе поверит?

И таких афоризмов у Козьмы Пруткова найдется на всякий жизненный случай!

А сколько раз нам приходилось подбадривать загрустившего друга словами из стихотворения: «Юнкер Шмидт, честнОе слово, лето возвратится!»

И уезжая из имения я тоже произнесла:

— Глядя на мир, нельзя не удивляться!

См.также:

15 комментариев:

  1. Борис говорит:

    Интересно, что после смерти супруги А.К. Толстого, имение унаследовал Н.М. Жемчужников, тоже не чуждый литературным опытам, один из авторов Козьмы Пруткова. Широко известен он своим стихотворением «Журавли», после того, как его положили на музыку и получившийся романс стал суперхитом, говоря соврекменным языком. Его потомки владели Красным Рогом вплоть до 1917 года.

    • Anna говорит:

      Да, Журавли потом стали одной из известнейших песен русской эмиграции первой волны.

      • Борис говорит:

        …И советских ресторанов в семидесятые… :)

        • Anna Дмитроченко говорит:

          Да, припоминаю! Я там, правда, редко бывала, а ресторанах, но помню ностальгически-эмигрантский дух. А вот позже пошли блатные мотивы. Боря, а помнишь, была песня «Войной на чужбину заброшенный…» про человека, который оказался в годы войны в Германии, а потом остался на Западе? Её в парке крутили. Не могу нигде разыскать.

          • Борис говорит:

            Помню, Аня, как же. Эту пенсю наш школьный «надежды маленький оркестрик» под управлением Д. Шендерова заставляли… Нет, рекомендовали её играть и наш солист Фима Хазанов пел про «смоленского мальчишку», а мы отыгрывали самый настоящий твист. Поищи на «тюбике», её пел такой Владимир Макаров, наверняка есть.
            «Журавли» пели за парнос во всех кабаках СССР, но только мы с Олефиренко нашли оригинальный текст Жемчужникова, не опошленный «народом».

            • Anna Дмитроченко говорит:

              Спасибо, Боря! А «Журавли» очень трогательная песня. Я тоже давно знала эти стихи Н. Жемчужникова.

  2. Свистов.Е.В. говорит:

    «Люди, интересующиеся историей усадьбы, наверняка помнят, что после смерти А.К.Толстого его управляющий, родом из Новозыбкова, похитил оттуда немало ценных вещей, как предметов мебели, так и разных других: посуды, подсвечников, белья, всего того, что создавало неповторимый уют этого дома».
    Вопрос откуда у вас такие утверждения! Наверно от жизни по принципу «одна баба другой сказала»
    Прежде чем так писать обратитесь к труду Захаровой – многолетним к её трудам об усадьбе и её обитателях, тогда и утверждайте кто и что и кода крал.
    … я понимаю язык без костей… но все же … если Вы лично не исследовали этот вопрос тогда не понимаю за чем так говорите? Наверно для того что б сказать пусть «читатели отнесутся к этой истории снисходительно, хранятся в нашей семье парные подсвечники, изображающие кавалера и барышню галантного века, которые я считаю предметами толстовской усадьбы. Моя прабабушка приобрела их у одного городского жителя еще в конце 19 века, история происхождения их неизвестна. Почему бы мне не сочинить, что они могли стоять в кабинете графа Толстого? Искусствоведы, правда, не считают такие изделия особо древними или ценными. Так, рядовые предметы быта середины позапрошлого века. Возможно, изготовленные по более ранним образцам. Но мне нравится воображать, что когда-то они стояли в Охотничьем замке Красного Рога. И мне плевать где здесь правда, а где лож. Главное Я сказала так, а вы доказывайте в чем моя лож ведь «Всякий специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя». Но верно ли это по сути своей? Ведь — нет!

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Евгений, была я на экскурсии еще в советское время, там об этом рассказал экскурсовод. И нашей газете «Маяк» была статья об этом, я даже фамилию управляющего запомнила, не стану приводить, люди с такой фамилией живут у нас до сих пор. Так что обратитесь к подшивке газеты, возможно, их архивариус Вам поможет найти статью. У меня книги Захаровой есть, но далеко не все специалисты по А. К. Толстому согласны с ней.

      • Свистов.Е.В. говорит:

        Публикация этого факта в г. Маяк не есть документ, а лишь точка зрения. Захарова, как исследователь, занимающиеся вопросами изучения творчества А.К.Толстого, его усадьбой с три десятка лет, более компетентна в этом вопросе, и она не утверждает, что Лысоков, «управляющий, родом из Новозыбкова» при этом такого управляющего за все годы в усадьбе Красный Рог НЕБЫЛО. Документов, подтверждающих этот факт исследователями пока не обнаружено. Говорю об этом так потому, что я встречался с В.Захаровой и мы обсуждали детально этот вопрос.
        Пожалуйста не пишите о том, чего вы доподлинно не знаете, а если говорите, тем более пишите, то делайте ссылку на источник где находиться эта информация. А то получается, что Вы знаете больше того, что знают исследователи.

        • Anna говорит:

          Евгений, мне кажется, Вы мне просто завидуете, что я нашла у себя подсвечники, про которых можно сочинить историю. Советую Вам посмотреть в своих шкафах, найти тоже что-нибудь редкое и вообразить, что эта вещь попала к Вам прямо из обоза Наполеона или даже Карла ХII. Закон такие мистификации не запрещает, если Вы честно предупредите, что это Ваша фантазия.))

          • Свистов.Е.В. говорит:

            Не смешите меня своей наивностью.Пусть они у Вас остаются и будут даже наследственным даром.. Мне обидно что вы так легко оперируете историческими вымыслами тиражируя их через Интернет. И только.

  3. Anna говорит:

    Я не пишу научных статей! Мои заметки лишь свободный полет воображения. Много раз Вам об этом говорила. DIXI!

  4. Антонина говорит:

    Евгений, Сальери Моцарта не отравил. Вы пламенного опровержение Пушкинского вымыла не писали?

  5. Антонина говорит:

    вымысла, конечно. Простите, интернет помощник «сложные» слова упрощает.

    • Борис говорит:

      Насчёт придворного композитора, кумира австрийского двора Антонио Сальери дело тёмное, конечно. Известно, что он как педагог работал с Бахом, Листом, Шубертом, но травить их не стал, почему-то. Но уж если Пушкин и припечатывал кого-то, то это становилось тавром…
      …Лично мне, привязка Аней своих подсвечников от бабушки к тексту показалась уместной и оживляющей повествование, ведь зачастую. описание музеев и их реликвий достаточно скучны. Тем более, поразила сохранность их, похоже, что это настоящий парцеллан. Я знаю о судьбе комнатного рояля из этой усадьбы, тоже находившегося в Новозыбкове до семидесятых годов, но не смею презентовать это из опасения… Однако, легко фантазирую, что на нём Жемчужников наиграл свои «Журавли»… :)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *