Культура и архитектура. Часть II. Стояла в городе башня…


Старый Новозыбков (худ. С.Толкачев)

Ровно десять лет назад, в мае 2003 года, с лица города Новозыбкова исчезло самое высокое городское сооружение — водонапорная башня, построенная в 1959 году для снабжения города и, прежде всего, его вновь построенных центральных многоэтажных кварталов питьевой водой. Хотя и не стала она выдающимся украшением, но архитектурную солидность городу принесла. Находилась она в северной части города, примыкающей к Людкову, издавна обедненному как многоэтажной застройкой, так и примечательной архитектурой.

Став единственной высотной доминантой, видимой почти с любой улицы этой части Новозыбкова, башня естественным образом объединила вокруг себя не только целый городской район, но и центральную часть города, расположенную гораздо ниже. Как жаль, что основы принципов архитектурной застройки у нас не преподают высшим чиновникам, призванным эти принципы и блюсти, иначе не имели бы мы столь пренебрежительного отношения к нашему архитектурному наследию.

Принадлежала башня городскому «Водоканалу» и со временем, после строительства станций подъема воды, свое значение утеряла. Так и стояла она долгие годы без пригляда, мозоля взоры городскому начальству своим неприглядным видом, который не спрячешь ни за высокими бутафорными заборами, ни подкрасишь популярной и дешевой уличной косметикой — известкой. Уж очень не укладывались ее габариты в рамки сиюминутных и показушных предвыборных интересов местного правящего политбомонда.

То, что это сооружение было обречено, начало проявляться еще в середине 90-х гг. прошлого века. Именно тогда городская общественность и выразила озабоченность дальнейшей судьбой башни. Было опубликовано открытое письмо в поддержку сохранения этого примечательного инженерного сооружения.

Сохранить нельзя ломать

Открытое письмо
(газета «Маяк» от 14 октября 1995 года)

У каждого города свой неповторимый архитектурный облик, который складывался в течение не одного поколения живущих в нем людей. Когда-то одноэтажный Новозыбков украшали, возвышась над городом, только купола церквей и несколько двухэтажных домов в центре. Ушли в прошлое многие здания, ставшие памятниками прошедшей эпохи. Многое разрушила война. Совсем мало осталось этих немых свидетелей творческой деятельности наших предков.

Отстроился послевоенный Новозыбков. И хотя не все новое стало архитектурной достопримечательностью, но все равно внесло в облик города черты своего времени, навсегда запечатлев следы нескольких десятилетий активного жилищного и промышленного строительства и роста.

Одним из таких памятников этих бурных лет стала возведенная в конце 50-х годов водонапорная башня по ул. Верхней (ныне ул. Рокоссовского), видимая почти со всех мест города. Ее лаконичные архитектурные формы стали наглядным образом своего времени, и, как всякое высотное сооружение, она сразу сделалась своеобразным зрительным центром, во многом определяющим и организующим архитектурный ландшафт. Расположенная на одном из самых высоких мест города, она органически вписалась в его силуэт, стала неотъемлемой частью городского пейзажа, связующим архитектурным звеном между центром и северной окраиной.

Одну из первых книг о Новозыбкове (Ю. Колосов, И.Кесслер «Новозыбков», Тула, 1967 г.) украшает гравюра с главными архитектурными достопримечательностями города. В центре композиции расположена именно эта башня, ставшая уже давно одним из символов современного Новозыбкова.

Сейчас отпала необходимость в ее первоначальном предназначении, и бесхозное сооружение долгие годы приходило в упадок. Стал неприглядным вид башни из-за провалившейся крыши, нет средств на ее ремонт. Стало известно, что предприятием «Водоканал», за которым числится водонапорная башня, готовится снос этого памятника промышленной архитектуры.
Мы, члены клуба «Зыбчане», представители других общественных и культурных организаций, городской интеллигенции, призываем администрацию города, широкую общественность обратить внимание на недопустимость этого акта современного вандализма — разрушения примечательного сооружения.

Сколько мы потеряли на протяжении минувших лет! Исчезла с лица Новозыбкова жемчужина архитектуры Вонифатьевская (Шведовская) церковь, остатки которой (тоже разрушенные) — церковные ворота — могло еще видеть наше поколение. Сравняли с землей другой уникальный архитектурный ансамбль — торговые ряды «Хоры». Сколько сгорело и разрушено человеческими руками церквей, памятников деревянного зодчества, домовых украшений, изуродовано примитивной реставрацией. Сколько можно продолжать этот скорбный список? Раскаиваться ведь все равно придется, если не нам, то нашим детям и внукам. Воистину «что имеем — не храним…»

Неужели нельзя найти достойное применение этому зданию? Пусть не сейчас, а когда найдутся средства, но преуспеть в разрушении — невелика доблесть и унизительна «слава Герострата». Предлагаем конкурс на лучшее использование башни в дальнейшем. Вот несколько вариантов:

  • местный телерадиоцентр с установкой на крыше ретрансляционной и других приемо-передающих антенн,
  • предпринимательский центр с торговыми и информационными залами, рестораном на верхнем этаже,
  • выставочный центр с круговым обзором города, в котором могут находиться картинная галерея, художественные салоны, музейные экспозиции (в Гомеле художественный музей находится в отреставрированной «Башне Паскевича»).

Сейчас необходимо собрать средства хотя бы на временную консервацию этого сооружения, защитить его от дальнейшего разрушения ветром и дождем. Обращаемся к руководителям промышленных предприятий, предпринимателям, всем, кому дорог наш город, с просьбой помочь сохранить городскую достопримечательность. Предлагаем открыть счет в банке, на который можно перечислять средства. Надеемся, что наш голос будет услышан и запятая в заголовке будет поставлена правильно.

К.Ф. Попов, председатель совета клуба «Зыбчане»,
С.К. Лузик, председатель городского совета ветеранов, Почетный гражданин Новозыбкова,
Г.И. Цыганок, директор краеведческого музея, заслуженный работник культуры РФ,
Г.И. Писаревский, председатель совета старейших, Почетный гражданин Новозыбкова,
А.Г. Эпштейн (Вольный), член Союза журналистов России,
С.А. Макаров, член совета клуба «Зыбчане»,
И.И. Пьяных, режиссер народного театра,
И.И. Юдненок, художник, член Союза художников СССР,
А.Г. Кублицкий, краевед,
Ю.Н. Цыркун, худжник-преподаватель, заслуженный работник культуры РФ,
Л.Н. Шпакова, главный редактор газеты «Станкостроитель»,
Е.А. Гейдельберг, предприниматель, член совета клуба «Зыбчане»,
С.А. Лобановский, врач, директор центра психологической поддержки,
С.И. Пашкова, член Союза журналистов,
Л.А. Черкасова, бывшая заведующая отделом культуры.

Почти сразу после этой публикации главный архитектор Новозыбкова М.Е.Комарова заверила меня, как инициатора написания письма, в том, что у руководства «Водоканала» и, тем более городской администрации, никаких планов по сносу башни не значится, что общественность города зря поднимает этот вопрос и вообще… была возмущена тем, что ставим претензии на голом месте. Как показали дальнейшие события, беспокоились не зря и эта публикация лишь отодвинула на время исполнение давно запланированной экзекуции, но отнюдь не предотвратила ее. И хотя после этого прошло долгих семь с небольшим лет, когда судьба башни висела на волоске, в конце концов, именно решение главного должностного лица города (тогда главой Новозыбкова, как известно, являлся И.А.Нестеров), «опустившего большой палец вниз», и дало сигнал к «бульдозерной» атаке на башню.

Площадь Октябрьской революции, 1960-е гг. Фото: К.Попов Странно, что в начале 21-го века мы оказались на том же уровне и в том времени, когда выходцы из класса пролетариата с трехклассным образованием решали что в нашей жизни вредно, а что полезно для будущих строителей коммунизма. И с ломом и киркой, а то и динамитом ровняли с землей украшения наших улиц и площадей. Вот уж действительно, насколько длителен путь к формированию культуры, настолько он короток в обратном направлении. Весьма показательно и симптоматично было то, что начало сноса пришлось в аккурат на Международный день охраны памятников истории и культуры (18 апреля), к тому же в год, объявленный ЮНЕСКО годом памятников культуры, а на Брянщине и в Новозыбкове — годом культуры. Знали ли об этом организаторы этой антикультурной акции? Скорее всего — нет, ибо отмечать подобное не приучены. Вот бывшие пролетарские — это всегда пожалуйста! Назвать же все это иначе как современным вандализмом не подбирается слов.

Последовавшие после этого несколько моих публикаций во всех городских газетах и даже в областной прессе — не возымели уже никаких действий. Правда, работы на какое-то время приостановились, но затем возобновились в прежней прытью — скорее всего кирпич уже заранее был продан, и отступать никто не решился. Мне оставалось только выйти в знак протеста из общественной палаты, безгласного органа при главе города, так ничего и не решавшего в то время. Только высотку нашу, первую и пока последнюю на лике города, уже не вернешь.


Переулок (худ. К.Попов)

См. также:

5 комментариев:

  1. Const говорит:

    Подробнее по теме можно прочитать еще здесь:
    http://www.novozybkov.ru/archive/press.php?article=010

  2. Boris говорит:

    Отчего-то вспоминается Весёлая Башня в свободном Арканаре… :) А «Переулок» хорош, с настроением.

  3. Антонина говорит:

    А мне графика очень понравилась. Кто такой художник С.Толкачев? Он живет в Новозыбкове? Может быть и другие его работы можно посмотреть?

  4. Антонина говорит:

    А для меня башня — это не архитектура, это детство. Я жила совсем рядом.
    Башня — это место где ночуют стрижи, а иногда к ним присоединяются отцовские голуби. Лучшие из них. Отец, кажется, как-то даже залезал на самый верх. Я отваживалась только заглянуть внутрь.

  5. Const говорит:

    Антонина, рисунок из книги по архитектуре Брянской области «Красна изба углами», изданной еще в 70-х гг. Поэтому художник не местный, скорее из Брянска. А стрижи всегда ночуют в гнездах. И вообще они кроме гнезда никуда не садятся. Когда башня еще только строилась, мы тоже забирались наверх, но строители однажды так припугнули, что отбили всякую охоту и близко подходить. А вообще-то жаль, что упустили местные «вершители судеб» города такую возможность, как сделать вверху смотровую площадку м вообще сохранить городскую достопримечательность. Судить за это надо!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>