Когда наш известный сатирик Михаил Задорнов в своих репризах начинает сравнивать наше с «тамошним», постоянно кажется, что он забыл сказать еще об одном. У них, — страшно даже подумать, говоря его же словами, — у них на улицах… не белят деревья. Почему-то только у нас продолжается это, как считается, полезно-культурное деяние. Ничего похожего в репортажах из-за дальнего «забугорья» вы не увидите. Только у нас, ко всему привычных за годы «неуклонного повышения благосостояния», могло родиться такое искаженное представление о пользе. Только при нашем бывшем «развитом социализме», вынужденном постоянно подновлять свой разваливающийся фасад, могло возникнуть подобное украшательство, под дешевой косметикой которого явно проступал дефицит разумного начала.
Всевозможные ссылки на борьбу с вредителями не выдерживают никакой критики. Лишь невежество в вопросах биологии становится аргументом в пользу побелки, как защиты коры от насекомых. Природа мудрее нас, а растительный мир старше человека на миллионы лет и давно успел выработать как способы приспособления, так и защиты от неблагоприятных условий. Тем более, многие живые организмы образуют симбиозные группы с растениями, в том числе и на его коре. Больное же дерево всегда подвергается атаке микроорганизмов и насекомых-утилизаторов, в чем заключается великий принцип биологического равновесия в природе. И побелкой его уже никак не спасти. Человеческий снобизм, усиленный к тому же частными пробелами местного истеблишмента с образованием, когда мы, многого еще не понимая, пытаемся вмешиваться и решать за все живое, совершенно не имея представления о тех процессах, что происходят природе, как всегда, не знает границ.
Что же касается побелки, как защиты стволов от солнца, то эта попытка переноса культуры колхозных садов на улицы городов применима лишь к домашним сортам плодовых деревьев, потерявшим, в отличие от диких форм, устойчивость коры к нагреву и выполняется еще зимой. Путая же липы и тополя с антоновкой, а апрель с февралем, доморощенные агрономы ничего, кроме выразительного вращения указательным пальцем у виска, вызвать не могут.
Отстаивающие побелку стволов с позиций красоты скорее знакомы с этим понятием на уровне всем известного «товарища прапорщика» из армейских анекдотов, эстетическим идеалом которого является казарма (реальные случаи из той же «оперы» – покраска травы и листвы на деревьях перед генеральской инспекцией в военных городках — вовсе не досужий вымысел). Чем же еще можно объяснить стремление все выкрасить в один цвет и выстроить по ранжиру? Искусственная, аляповатая пародия на красоту ничего общего с истинным понятием о прекрасном не имеет.
В эстетике и философии красота определяется как высшая целесообразность, в частности в природе. Любое живое существо, в том числе и растение, — результат совершенного соответствия своему предназначению и изначально уже красиво только поэтому. Чем уж так провинились наши деревья, что мы, как ханжи, стали избегать их естественной наготы, старательно замазывая «ниже пояса»? Может быть, побеленное дерево, как и находящийся в гипсе человек, более приятен глазу нашего чиновника: тих и смирен. И если уж продолжать «улучшать» окружающую среду (даю свое ноу-хау), то лучшего способа, как раскрасить городских грачей, воробьев и галок под разноцветных попугаев, быть не может. В крайнем случае, можно обойтись и одной краской (сами понимаете какой). Вот были бы «барбадосы»! Глядишь, и губернатор бы отметил, и опыт рекомендовали к дальнейшему распространению.
Всем, наверное, известна древнегреческая легенда о Прокрусте. Выражение «прокрустово ложе» давно стало символом грубого и невежественного вмешательства, насилия над живым. Если мы считаем, что избавились от этого синдрома, то глубоко ошибаемся. Попытка современных прокрустовых потомков подправить естественное по образу и подобию своих представлений, явно проявляет недостаток знаний, общей культуры, неразвитость и примитивность эстетического вкуса. Да и решение все деревья сделать «русскими березками» (которых, между прочим, по негласной традиции, квачи не касаются) уж больно отдает шовинистическим запашком с элементами язычества (украшение приносимого в жертву) и даже варварства.
Невозможно себе представить западноевропейца или японца, американца или австралийца, израильтянина или даже турка, замазывающего нашим народным красителем рельефную графику стволов каштанов, акаций, кленов, сакуры, кипарисов, эвкалиптов или пальм на улицах своего родного города. Так дико и кощунственно выглядел бы сельский богомаз, малюющий своего апостола поверх живописи Андрея Рублева. Что поделаешь, традиции общей культуры наспех не прививаются, а иммунитет к безвкусице быстро не вырабатывается.
А у нас не только отдельные деревья, но и целые скверы одевают в известково-меловой «кафтанчик», выполняя два раза в год принудительный ритуал, о котором даже сообщают в местных газетах, причем с обязательным отчетом о выполненнии этой совершенно бесполезной и не дающей никакой вразумительной пользы работе, втягивающей в свою бездумную орбиту сотни, если не тысячи жителей города, в основном бюджетной сферы, как наиболее зависимых от муниципального беспредела, а также совсем бесправных студентов и школьников, обязанных по указанию своих непосредственных и вышестоящих руководителей размазывать квачами по стволам наскоро приготовленную в кустарных условиях жижу. Централизованного же снабжения известкой, мелом и помазками, ввиду «добровольного волеизъявления народом своих верноподданнических чувств» и отсутствия у «штаба» финансовых средств, здесь не было и в дальнейшем не предвидится.
Хотя находятся отдельные «рационализаторы» добавляющие в раствор (для крепости) акриловую краску, затрудняющую доступ воздуха к коре. Следуя этой логике (хотя скорее все здесь алогично), новым шагом (нелеченая хроническая болезнь склонна прогрессировать) может стать применение масляных и эмалевых белил. Тем более опыт использования подобных красителей на предмет улучшения цвета газона и кроны растительных насаждений (см. выше) уже имеется.
Самое же печальное же здесь заключается в том, что подобная аморальная практика развращает формирующиеся вкусы молодежи — наше будущее, приучая ее не только созерцать сии плоды невежества, выдаваемые еще и за становление экологического сознания, но к тому же подвергая унижению бесплатного, рабского по сути, труда, приучая к этому батрачеству и барщине на ниве совершенного законодательного бесправия внизу и полной вседозволенности вверху.
Да в любой цивилизованной стране все это было бы немедленно оценено как нарушение элементарных правовых норм и все организаторы таких бесплатных маршировок с квачами одними бы выговорами не отделались. Жаль, не нашелся пока и у нас заявитель на нанесение ему материального (насильственное принуждение к труду) и морального (навязывание чуждых эстетических норм и выставление себя на посмешище окружающим) вреда, что даже в нынешних условиях вполне доказуемо юридически.
Живя не по закону, а по понятиям, мы пока, в большинстве своем, равнодушны к самим себе, позволяя одурачивать призывами лжепатриотизма и псевдокультурой, глубоко въевшимися в нашу психику, и порой не мыслим, что может быть иначе. Полумаразм — полудурь времен последних генсеков приобретает черты полного идиотизма в «эпоху» строительства «развитого капитализма». Давайте хотя бы не отворачиваться от правды (которая, как известно, тоже сила), и тогда появится проблеск того, что все можно будет исправить.
Отлично, Константин. Мне очень понравилось. Это уже серьезная европейская (цивилизованная) статья. Вам надо уроки давать журналистам Новозыбковских Вестей и, тем более, Маяка. Все охватили, обо всем сказали. Про деревья я не задумывался. Но Задорнов, от которого произошло оттолкновение — он меня давно уже смущает. Я не знаю, насколько юмор может оправдывать вранье — но он врет очень много.
Великолепная статья!
Дебилизм покраски деревьев,разрухи фасадов-заборов,в армии-травы,асфальта,катков-покрышек,снежок квадратно трамбовать-всё это одна из ветвей «махрового»социализма.Показуха нац.масштаба.Было и есть.Забота о народе ч.з копеечные добавки,прямые эфиры…»Калина»-не машина,а малина….Камни в скверах-ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ О МЭРЕ.Поминальные танцы на площади к 26 апреля.
Да! Полностью согласен! Как человек совестливый и неравнодушный никогда не мог просто пройти мимо побеленных деревьев. Деревьев, не побоюсь этого слова, изуродованных системой. Могут конечно ответить, что вот арабы не белили деревья, и теперь у них пустыня. Еще некоторые агрономы прямо призывают белить деревья, но мы-то знаем, что это всего лишь лжепатриотизм и псевдокультура, как правильно нам указал автор.
Да уж, это надо уметь: что бы побелку деревьев превратить в общественно опастное деяние.
Глядя на отношение немцев к зелёным насаждениям, которое иначе как трепетным и не назовёшь, я не раз вспоминал вашу, Константин, статью в давние уже времена, о дурацком рвении по- весне нестись к уличным и парковым деревьям с квачом, где вы зло посмеялись над усердием, не станем политкорректничать, дураков. И нынешняя ваша статья, совершенно блистательная по содержанию и стилю, украсила этот сайт. Тем более, с непередаваемым огорчением должен засвидетельствовать-зараза добралась-таки и до европейских пределов… На городском ринге, это нечто вроде кольцевой, обнаружил я в марте месяце стройные ряды побеленных лип… Жена не даст соврать-сказал я ей-вот бы Костю Попова на эту сволочь! Единственное, что может объяснить такое варварство-желание полиции усилить отражающее действие стволов для комфорта водителей… Да и то-наврядли… А! В городе Коттбус много лет стояла советская воинская часть… Но опять же-до 2011 года никто ничего не белил-только оплётки от зайцев… Может быть, попросить Вапдима перевести вашу статью на немецкий, и разместить в коттбусской прессе? С поправками на местные реалии? Гонорар-пополам!
Да, Борис, вариантов на эту тему у меня было много. Самое, наверно, невероятное, что белить начали примерно с середины 70-х годов. До этого, ты наверно помнишь, все деревья у нас в городе стояли девственно натуральные. И первую пробу пера (в конце 70-х) на эту тему у меня зарезал в «Маяке» Саша Потворов, ответственный секретарь, резюмируя: «Слишком эмоционально». И только когда Пожиленков пошел вразрез с официальной линией, удалось кое-что протащить. Ни в брянских изданиях, ни в газете «Культура», куда посылал (данный вариант как раз на основе их написан) не были опубликованы. Но… вот еще одно необъяснимое совпадение. Вскоре после этого вышло указание мэра Москвы Лужкова отменить побелку деревьев на улицах столицы. Может все-таки дошло? И вообще, у нас все делается сверху, и пока не будет указаний изменить курс, никто и пальцем не пошевелит, а все общественное мнение им до лампочки. Это в Японии премьер делает себе харакири, если уличат в негативе, а у нас — с… в глаза — все божья роса.
Александр Снегирёв
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…
Пора б окунуться в действительность, ведь век уж не тот на дворе.
А может она начинается – с откатов бюджетных деньжат?
С тех средств, что теперь миллионами, в оффшорах на вкладах лежат.
С чего начинается Родина? С жирующих жизнью столиц,
И с сытых улыбок, что видим мы, на физиях всех“первых лиц”.
А может она начинается с зарплаты в семь тысяч рублей?
С того, что в бюджете не хватит средств на ясли и учителей.
С чего начинается Родина? С“РОЯЛЯ В ЛЕДОВОМ ДВОРЦЕ”,
С мигалок народ разгоняющих, в Москве на Садовом кольце.
А может она начинается с трубы, что качает наш газ?
Со Сколково и Олимпийских игр, что“сильными” сделают нас.
С чего начинается Родина? С полиции и ФСБ,
И полчищ мигрантов, которые по-русски ни“Мэ” и не”Бэ”.
А может она начинается, с понятий “не пойман не вор”?
Где инфраструктуру подпольную крышует Сам ГенПрокурор.
Уважаемые земляки, мой дед профессионально занимался садоводством. Яблоки были не чета нынешним. Прививал по несколько сортов на одной яблоне. Так вот деревья он белил (как выше было сказано «квачом») с посадки. Каждую весну. Ни голодные 20 годы, ни военная разруха не были преградой. Сад, к сожалению не дожил до нынешних дней. По нему приняли решение — выкорчевать, мешают мол деревья. А так бы пригласил и показал.
С уважением,
Маленькое но… яблони на улицах Новозыбкова, к сожалению, тоже вырубили. Хотя умные старики их вовсе там, где ездили кабриолеты и повозки, а ныне — машины, не сажали. А исключительно в садах, где им и было законное место. Вот должен заметить, что после всех весенних перетрясок в большинстве своем стволы на улицах сохранили природный колер (весьма удивительно). Вот даже вокруг «белого дома» ели остались как в лесу, а ореховые деревья в сквере у «Октября» — как в ореховых рощах. Побелили в основном возле бюджетных учреждений, короче говоря — наша интеллигенция. Думается, что прямых указаний в этом году просто не давали и это сделали «на всякий случай». Впрочем, в этом есть резон. В распоряжении Лужкова по отмене побелки деревьев на улицах в Москве был один пункт — оставить ее, точнее побелить, возле общественных туалетов. Так что может теперь и у нас в городе они таким образом обозначены?
Внимание
16.10.2011 года Новозыбковским ГАИ захвачен автомобиль ЗАПАРОЖЕЦ 1976 года рождения и посажен полицейскими Новозыбкова человек помогавший его транспартировать на разборку. Бесчеловечный полицейских произвол переходит все мыслимые границы.
Город в опасности
будтьбе бдительны такое может лучиться и с Вами.
служба 991