В России церковные учебные заведения стали создаваться еще в начале XVIII века. На основании действовавшего в то время Духовного регламента 1721 г. при архиерейских домах и монастырях учреждались всесословные училища.
Функционировали также и так называемые начальные школы, руководимые духовенством. Курс большинства подобных школ ограничивался изучением грамматики, арифметики и знанием букваря.
По Университетскому Уставу 1804 г. приходские училища стали относиться к низшему звену светских школ. Подчинялись они Министерству народного просвещения. Преподавали в них главным образом священники и причетники. Начальные духовные школы по-прежнему оставались в ведении Священного Синода.
С 1836 г. по распоряжению императора Николая I школы начали создаваться при церквах и монастырях. К середине позапрошлого века было основано свыше 16 тыс. таких заведений, за которыми закрепилось наименование «церковно-приходских школ» («священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»).
Ревнители церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное нравственное воспитание. К числу их сторонников относился профессор Московского университета, педагог и просветитель – Рачинский Сергей Александрович, который сыграл видную роль в церковно-школьном образовании второй половины XIX столетия.
Слова Рачинского С.А. о том, что «если народ погрязнет в невежестве, то позор и проклятие нашему мертвому образованию» в предреволюционные годы прозвучали поистине пророчески. Однако, к сожалению, их мало кто услышал.
В 1870-е годы Министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему управлению. Многие духовные училища перешли в ведение земств.
Отношение к церковной школе стало меняться в начале 80-х годов. Результатом стало принятие 13 июня 1884 г. так называемых «Правил о церковно-приходских школах», регулировавших вопросы религиозного просвещения.
Согласно этому документу под церковно-приходскими школами понимались начальные училища, открываемые духовенством, с целью утверждения в народе учения православной веры и христианской нравственности, а также преподавания первоначальных полезных знаний.
На докладе, приложенном к правилам, царь-миротворец Александр III написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».
С тех пор в России при храмах в городах и селах стали открываться приходские школы. По состоянию на 1894 г. их насчитывалось до 31 тысячи, в которых обучалось более миллиона детей.
Не исключением был и наш город. До 1893 г. в г. Новозыбкове имелась школа грамоты, располагавшаяся в квартире псаломщика храма Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Занятия в ней проводились регентом Артемоном Миловидновым.
Назначение на священническое место при названной церкви Александра Павловича Бурневского способствовало устройству церковно-приходской школы. По инициативе о. Бурневского А. в помещении вышеупомянутой школы грамоты была открыта церковно-приходская школа, которая в 1895 г. преобразована в женскую. Среди местного населения школа стала именоваться «Братской».
Впоследствии для расширения школы было отведено место в усадьбе причта Чудо-Михайловской церкви. На этом месте в 1907 г. построили одноэтажное деревянное здание, облицевали его кирпичом и разместили в ней учащихся. Там же обустроили квартиру для учителя.
В 1911 г. на средства Новозыбковской Городской думы и Училищного Совета при Святейшем Синоде школа была расширена на двухкомплектную. Внутреннее устройство «Братской» школы было приспособлено более чем для 100 учащихся. Состояла она из двух больших классных комнат (младшего и среднего отделения), а также помещения для третьего отделения, учительской и передней залы. Здание школы оценивалось в 3,5 тыс. руб., учебный инвентарь – в 100 руб. Школа получала содержание из казны и частных пожертвований.
Со дня открытия в 1895 г. и по 1 сентября 1913 г. ею заведовал настоятель Чудо-Михайловской церкви протоиерей Александр Бурневский, а затем – священник Александр Бутырский.
С 1897 и по 1904 гг. попечительницей состояла Анастасия Михайловна Туссенес, с 1910 г. — Александра Васильевна Бурневская (она же преподавала рукоделие).
Учебный год начинался 1 сентября. В половине девятого утра дети собирались на утреннюю молитву, читаемую в присутствии заведующего и учительниц. По окончании учащиеся занимали свои места, начиналось обучение согласно расписанию.
Объем подлежащих изучению предметов был установлен особыми программами, утвержденными Святейшим Синодом.
В школе изучали Закон Божий, молитвы, Священную историю. Детям объясняли смысл богослужения, краткий катехизис, а также сообщали начальные сведения из истории России и Русской Православной Церкви. Преподавались также церковное пение, навыки чтения церковной и гражданской печати, письмо и арифметические действия.
Ежедневные учебные занятия начинались и оканчивались молитвой. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать на богослужениях и участвовать в них.
В школьной библиотеке имелось 17 руководств для учащихся, 222 различных учебника и пособия, 60 книг для внеклассного чтения. Также школа располагала шведскими счетами, картами по географии, зоологии и Закону Божиему.
Из ремесел в школе преподавалось рукоделие. Настоятелем Чудо-Михайловской церкви о. Бурневским А. проводились чтения религиозно-нравственного характера.
Законоучителями и учителями пения состояли диаконы Федор Бурневский, Короткий Д.М., Переверзев И.В., Никола Тарабан, а также Симеон Дионисиевич Терлецкий.
В школе также преподавали выпускницы Новозыбковской женской гимназии – Лозинская Е.А., Селезнева А.С., дочь священника Семеновская М.А., дочь псаломщика Голынец А.Г., жена надворного советника Полевая Н.А., дочь мещанина Федотьева Н.И., жена диакона Агриппина Харитоновна Тарабан, а также дочь потомственного гражданина Ксения Симеоновна Давидович и др.
Среди учащихся преобладали дети старообрядцев. Наименьшее число обучаемых в разные годы доходило до 50 человек, наибольшее равнялось 90.
К числу выдающихся событий школьной жизни следует отнести акты и собрания по случаю исторических юбилейных торжеств, таких как – 25-летие Церковно-приходских школ, 100-летие Бородинского сражения, 300-летие Дома Романовых, которые проходили в торжественной обстановке.
На самой заре своего появления «Братская» школа удостоилась видеть в своих стенах высокого гостя – в 1895 г. ее посетил Товарищ Обер-Прокурора Священного Синода Его Высокопревосходительство Саблер В.К.
Занятия в школе продолжались до 11 мая. В этот день ученицы шли в храм, где в присутствии Председателя отделения и наблюдателя церковных школ слушали молебное благодарение по случаю окончания занятий. После чего, напутствуемые прощальным словом, отправлялись на летний отдых. За все время со свидетельством ее окончило 120 девочек.
Среди местного населения «Братская» школа снискала большое доверие. Пользовалась уважением интеллигенции, с удовольствием отдававших своих детей на обучение. Успехи учениц были настолько хороши, что выпускники по окончании школы легко и без подготовки выдерживали экзамен в первый класс Новозыбковской женской гимназии.
Продолжение следует…
Очень интересная статья! Большое Вам спасибо. Жду продолжения. Мои бабушка и дедушка с маминой стороны окончили подобную школу, только она была трехклассной. И свидетельства об окончании хранятся в семье. Знания там давали действительно хорошие.
Спасибо большое,Лидия за Ваш отклик на статью.хотелось бы узнать,а в какой именно церковно-приходской школе учились Ваши предки?в Новозыбкове?и в какое время?
Александр, чтобы ответить на Ваш вопрос, достала свидетельства об окончании учебных заведений. Мой дедушка учился в начальном народном училище села Ущерпье Суражского уезда (сейчас это Клинцовский район), а бабушка в одноклассной церковно-приходской школе деревни Речица Ущерпской волости Суражского уезда. Извините, за не совсем точную информацию об этом в моем отзыве на Вашу статью.
Добавлю: дедушка окончил училище в 1898 году, а бабушка в 1908.
Лидия,спасибо Вам за ответ на вопрос.хорошего дня!
Интересно видеть старую фотографию этой церкви. Несколько поколений детей в нашей семье в ней крестили. И жили мы практически рядом. С таким теплом сейчас все вспоминается…
Александр, благодарю за интересную статью.
Евгений,благодарю за добрый отклик на статью! С воскресным днем Вас
Замечательная интересная, нужная статья!!! С нетерпением жду продолжения. Благодарю Александра Петровича за тёплые слова в адрес протоиерея, настоятеля Чудо-Михайловской церкви Александра Павловича Бурневского (1860 г.р.), который также преподавал Закон Божий в Новозыбковской женской гимназии. Новых поисков и открытий!!! С уважением и совершенным почтением!!!
Спаси Христос,Олег Григорьевич!с праздником Вас!благодарствую за комментарий к статье о Братской школе.заканчиваю продолжение этой темы
Познавательная и любопытная статья, будет интересно прочитать продолжение. Как я поняла, детей учили писать, читать и считать, давали начальные знания по истории России, но больше молились. Что ж, на безрыбье и рак рыба. Лучше иметь хоть какое-то образование, чем быть абсолютным невежей. Тем более, что учились бесплатно, это был большой плюс для небогатых людей. И рукоделию учили, тоже неплохо. Советская школа заимствовала этот опыт. У нас также было домоводство и уроки труда. Знаю, что в Европе в средние века при католических храмах создавались даже университеты, которые существуют до сих пор. Так что церковь в своё время внесла определённый вклад в дело просвещения и образования народа.
Хотя тут и спорить можно. С какой целью вкладывали средства в школы: просветить людей или закабалить, запугать, подчинить власти и церкви? Тут палка о двух концах. Любая система образования зиждется на определённой идеологии и служит интересам правящего класса. Скажем, советское образование и нынешнее псевдообразование, а точнее, оболванивание молодёжи — диаметрально противоположные системы. Заявил же Фурсенко, что главным недостатком советской школы было формирование творческой личности, а нам нужен потребитель, то есть дебил. Вот и добились массовой дебилизации всей страны.
Спасибо Вам большое,Раиса,за комментарий на статью.да,согласен,проблема есть в системе образования в нашей стране.но нужно не забывать и о роли семьи в этом процессе.мы все требуем от государства,а сами зачастую ни к чему руку не хотим приложить.нам пульт в руку дай и журнальчик рядом обязательно,да телевизор погромче. А ребенку дадим мобильный телефон(чем бы дитя не тешилось). Большой это труд-воспитание и образование. Самоустраняться не стоит. Как в свое время сказал наш классик Михалков Сергей Владимирович — «сначала дети — потом народ!».
Годичный отчет Новозыбковского Отделения Братства Святого Михаила, князя Черниговского, за 1896 гражданский год
Новозыбковское отделение Братства святого Михаила, князя Черниговского, в 1896 году, втором после своего открытия, имело заседаний Совета 3, общих собраний 2 и состояло из 43 действительных членов и 6 членов-соревнователей. Предметами совещаний Совета и общего собрания были вопросы, касавшиеся внебогослужебных чтений, женской Братской школы, книжной лавки, приходской пастырской миссии и кассы отделения Братства.
Состав Совета.
Совет состоял, под председательством священника Александра Бурневского, из следующих лиц: товарища председателя, священника Александра Колмакова, казначея И.Я. Матвиевского, членов: М.А. Туссена, В.И. Проценко, А.В. Небольсина, С.Ф. Сухова, И.М. Протопопова, А.М. Туссен, М.А. Ананьевой, А. И. Казимирова, М.М. Волкова, священников: отца Александра Фелицына, отца Иоанна Рябухина и делопроизводителя Г.М. Морачевского.
1. Внебогослужебные чтения в Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова.
По примеру прошлого 1895 года, в отчетном году внебогослужебные чтения велись в воскресные дни по программе прошлого года. Чтения выслушивались с глубоким вниманием. Бывали случаи, что при самой неблагоприятной погоде слушатели собирались на беседу. Кроме священника отца Александра Бурневского, неизменно ведшего беседы, принимали участие в чтениях: священник отец Александр Колмаков и Г.М. Марачевский.
2. Женская школа.
В женской Братской церковно-приходской школе, открытой 20 сентября 1895 года в церковном помещении обучались в отчетном году 42 ученицы, который по вероисповеданиям распределялись так: 26 православных, 7 единоверян, 9 из раскола. Школою заведывал законоучитель священник Александр Бурневский; учебные предметы преподавали: арифметику учитель реального училища А.Н. Яницкий, русский язык и арифметику М.И. Матвеевская, пение псаломщик Г.И. Голубцов; врач М.Н. Бурьков.
3. Книжная лавка.
Озабочиваясь открытием книжной лавки для склада книг религиозно-нравственного содержания, крестиков, икон и других церковных принадлежностей, Совет Отделения, согласно постановление общего собрания, вошел с ходатайством в Совет Черниговского Братства и в Городскую управу о содействии к открытию таковой лавки. Городская управа отвела место под лавку вблизи базарной площади с платой аренды в пользу города по 1 рублю в год. Совет Братства ассигновал на постройку из своих средств единовременно 200 рублей и на содержание сидельца 120 рублей в год. Так как разрешение от Совета Братства получено лишь к концу отчетного года, то постройка лавочки и ее открытие последует не раньше первой половины марта месяца.
4. Приходская пастырская миссия.
Деятельность Отделения Братства по делам миссии обнаружилась в пунктах Новозыбковского уезда, где свил себе гнездо штундизм. Таковыми пунктами были: села Любечаны, Спиридонова Буда и Злотницкий хутор. Село Любечаны представляет подходящую почву для развития сектантства. Здесь народ занимается отхожим промыслом, имеет сношения с южными центрами штундизма, а малочисленность прихода были причиною, что много времени здесь не было священника, почему люди отвыкли от пастырского руководства, и влияния. Представителем штундистского влияния был Иван Артемцев, который, благодаря влиянию своего священника отца Яхонтова, после продолжительного собеседования, отказался от своего заблуждения и был у Исповеди и Св. Причастия. 2-й пункт штундизма в Новозыбковском уезде – село Спиридонова Буда, где открыто признает себя штундистом крестьянин Иван Малюков со всем своим семейством и находится тайный приверженец штунды старик Онисим Спицеров. Этот пункт посетили священники отец Александр Бурневский и отец Александр Колмаков. Во время богослужения священник отец Александр Бурневский, пользуясь евангельским чтением, объяснил сущность и необходимость таинства св. Причащения, раскрыл заблуждения штундистов и призывал прихожан к ревностному исполнению православных обрядов; при беседе со штундистами старался миролюбиво склонить их к православию, указывая всю нелепость их учения; но штундисты держали себя замкнуто и дерзко. Надзор за совращенными поручен местному священнику. 3-й пункт – Злотницкий хутор. Здесь живет штундист Иван Нестеренко, человек малограмотный и в штундистском учении мало сведущий, но очень гордый своею причастностью к штунде. Нестеренка посещали священники Александр Бурневский три раза и отец Александр Колмаков один раз. После продолжительной беседы Нестеренко сознал свою несостоятельность, но по ложному стыду отказывается покаяться в своем заблуждении. В конце года в Злотницкий хутор возвратился из военной службы штундист Евдоким Савченко, но он отказывается от своего заблуждения, так как жители Злотницкого хутора далеко не сочувственно относятся к штунде и ее последователям. По вопросу об обнаружении сектанства Совет Отделения исходатайствовал перед Советом Братства, чтобы местные священники доводили до сведения Отделения о всяком случае совращения.
Список членов Новозыбковского Отделения Братства.
Действительные члены: Ананьева Александра Александровна, Ананьева Марья Александровна, Бурневский Александр Павлович, священник, Безпальчев Иван Федорович, Барзилович Андрей, священник, Бурьков Михаил Нилович, Волков Григорий Николаевич Волков, Козьма Дмитриевич, Волков Максим Маркович, Григоровский Григорий, священник, Герасимов Иулиан Михайлович, Грохольский Яков Иванович, князь Долгоруков Николай Дмитриевич, Дробишевская Наталья Алексеевна, Ермаков Павел Петрович, Евтушевский Василий Григорьевич, Евтушевская Лидия Ивановна, Звегинцев Александр Михайлович, Зиновьев Александр Иванович, Клопот Павел Демидович, Крикунов Иван Федорович, Казимиров Алексей Ильич, Колмаков Александр Иванович, Матвиевский Иван Яковлевич, Муханов Алексей Алексеевич, Морачевский Григорий Михайлович, Массалитин Александр Иванович, Маркович Александр Аполлонович, Небольсин Андрей Васильевич, Проценко Василий Ильич, Протопопов Иван Михайлович, Протопопова Евдокия Козьминишна, Рябухин Иоанн, священник, Сухов Степан Федорович, Сахновский Феодор Терентьевич, Тусен Михаил Александрович, Туссен Анастасия Михайловна, Тимощенко Степан, Карнилиевич, Терешоевич Анна Виталиевна, Фальковский Виталий Николаевич, Фелицын Александр, священник, Филимонов Сергей Иванович и Яницкий Александр Николаевич.
Члены соревнователи: Баталин Симеон, священник, Езерский Григорий Михайлович, священник, Нездоймишев Роман Васильевич, Никитин Иоанн, священник, Орел Феодор Феодорович и Сокольская Елизавета Викторовна.
Ист. Черниговские Епархиальные Известия, № 10, 1897 года.
Спасибо большое за дополнение материала о Братской школе,Евгений Владимирович!интересные сведения
Уважаемый Александр Петрович, огромное Вам спасибо за интереснейшую статью. Думаю, её материалом воспользуется многие, особенно, студенты, изучающие педагогику. С нетерпением ожидаю продолжения!
Немножко не в тему, но вот какая штука: современное образование принято ругать чохом, а ведь российские школьники выигрывают международные олимпиады по математике, физике, информатике едва ли не ежегодно, а выпускники технических ВУЗов весьма востребованы в лучших исследовательских центрах мира. Иное дело-растущая пропасть между наиболее успешными молодыми людьми и наименее успевающими. В среднем образование ухудшилось, но в ученической элите уровень знаний и подготовки вырос безусловно и «виной» этому именно современные информационные технологии. Да-да, эти самые гаджеты.
По моему мнению намного важнее средний показатель, чем отдельные выигранные олимпиады.
…гаджеты-компутеры… какая разница, откуда получать информацию?
Дело в том, ув. Неуч, что прогресс движется усилиями очень немногих, людьми из научной и технической элиты. а вырастает эта элита в том числе из победителей Олимпиад, а не усреднённые учащиеся усреднённого образования. государство, которое не пестует будущую элиту, обречено на отставание.
Что до информации, то вы правы: откуда её получать-дело сорокнадцатое, но дело в доступности информации и скорости её получения. Поэтому компьютеризация, интеренет сродни очередной НТР, да что там, на два порядка круче.
И ещё: уровень преподавания зависит прежде всего от уровня учителя, его профессионализма, а мы здесь на учащихся типа полощем.
Уважаемый Борис, в нынешней России понятие элита постепенно меняет свой смысл. В хороших школах и у хороших учителей учатся теперь не самые интеллектуальные, а те, кто может за это платить (учителя тоже кушать хотят). Элитой становятся люди средних способностей, но с хорошей ресурсной базой (доходы семьи, связи родителей, социальный слой). Победителю Олимпиады из обычной семьи в маленьком городке придется получать дальнейшее образование в местном филиале какого-нибудь вуза или учиться дистанционно (вряд ли качественно), потому что его родители не смогут содержать его в Москве, и на стипендию в две тысячи ему не прожить. Найти работу после вуза без связей ему тоже будет не просто. Так что в элиту войдет не он, а те, кто учился в престижной школе, в престижном вузе (очно), завел себе там друзей, связи, которые помогут ему с трудоустройством. У нас идет активная стратификация общества и выбиться в другой социальный слой (даже при очень хорошем интеллекте) смогут единицы. Элитой, в том числе научной и технической, станет достаточно узкий круг. При хорошем, качественном образовании (не массовом, которое падает и падает) из середнячков можно сделать крепких профессионалов, да и умные там тоже есть.
Да, я с вами согласен, но это проблема не системы образования, а социального расслоения. То есть, проблема политическая, а об этом не хочется. Если говорить о проблемах чисто образовательных, то они, извините, просто торчат, они очевидны любому разумному человеку, а тем более, профессионалам. Вдаваться в подробности-простыня получится… Скажу одно: достаточно посмотреть на фигуру нынешнего министра образования и всё становится понятным. Тэги: рыба, голова, гниение. :)
Речь не о гаджетах. Мы ведь не гусиными перьями сейчас скрипим, а нажимаем на клавиши. Это как спорить о пользе или вреде ножа. В руках талантливого хирурга он — инструмент возвращение больного человека к жизни, а в руках бандита — орудие убийства. Нынешний Папа Римский сказал, что интернет — дар Божий.
Мы пользуемся интернетом благодаря великим открытиям 20 века, в частности, лауреата Нобелевской премии Жореса Алфёрова. Так вот он, признавая, что в стране много талантливой молодёжи, резко отрицательно характеризует состояние современного образования. Он говорит, что уровень образования сильно упал, что ЕГЭ — это очень плохо, что закон об образовании — это кошмар, что коммерциализация образования недопустима, что образование должно быть бесплатным и доступным.
Алфёров, как и все академики, критикует власть за разгром Академии наук: «Мы же за 25 лет оказались на обочине технологического развития… всё сломали и выбросили псу под хвост». Ему вторят многие учёные: «Они /власти России/ не совершают ошибок. Они действуют по программе. Программе уничтожения России и русского народа» — профессор В.Ю.Катасонов. От себя добавлю, что программа эта называется Хьюстонский проект.
Молодёжь, понимая бесперспективность пребывания в России, массово покидает страну. Ежегодно 1 миллион 200 тысяч молодых людей уезжают за границу. Многие из них поступают там в университеты и учатся БЕСПЛАТНО. А ведь могли бы составить гордость русской науки, но нет пророков в своём отечестве.
Солидаризируюсь со словами академика Юрия Рыжова: «Страна стоит на пороге жуткого краха. Просто так уже не обойдётся». Во все времена умные люди составляют меньшинство, а гениев вообще единицы, но именно они определяют общественный прогресс. Поэтому слушайте и внимайте умным людям, а не питерским гопникам. Не верьте, что два дебила — это сила.
моя бабушка Крылова Анастасия Тимофеевна тоже училось в этой школе,я помню ее совсем старенькой,но всегда с книгой.очень много читала и была великолепной рассказчицей