Сельскохозяйственные курсы
В начале XX века, с момента введения в Черниговской губернии агрономической помощи сельскому хозяйству, земства стали обращать особое внимание на повсеместное распространение сельскохозяйственных знаний. В то время в губернии существовало несколько специальных школ этого профиля, начиная от среднего училища в Новозыбкове и заканчивая низшей школой садовых рабочих в Глухове.
В целом влияние сельскохозяйственной школы было незначительно, да и результатов приходилось ожидать годами.
Между тем, время не стояло на месте. Переход земель от крупного владения к мелкому совершался по всей России, возникали хуторские хозяйства. Все это требовало усиленного притока сельскохозяйственных знаний в деревню, без которых улучшение хозяйства было немыслимо. Назрела необходимость учить не только молодое поколение будущих хозяев, но и идти навстречу запросам взрослого населения.
На сельскохозяйственные курсы, устраивавшиеся в Харькове, Умани, Саратове, Москве и других городах, трудно было ехать местным жителям, поскольку это требовало значительных материальных затрат.
Решив приблизить источник знания и дать населению возможность в пределах губернии бесплатно получить необходимый запас сведений по сельскому хозяйству, Черниговское губернское земство устроило в 1908 г. в г. Нежине первые временные курсы.
Затем подобные курсы губернское земство открыло в 1909 г. в г. Новгород-Северском, а в 1910 г. – в г. Борозне.
По предыдущему опыту и примеру в 1911 г. организовали бесплатные курсы и в г. Новозыбкове. Уездное земство отнеслось к этому вопросу с большим интересом, выделив для организации их проведения значительные денежные средства.
Курсы открылись 10-го мая (все даты указаны по старому стилю) и продолжались в течение двух месяцев, т.е. до 1-го июля.
В числе лекторов были приглашены: инспектор сельского хозяйства Черниговской губернии Тархов К.И., специалист Департамента земледелия по животноводству Мельников М.И., инструктора по садоводству и пчеловодству Фрышов Н.Ф. и Утушкин П.Б., исполнявший должность губернского земского агронома Л-Етьенин В.О., агрономы Солохненко В.И. и Кудрявцев П.С., директор технического училища Ходнев К.Н., а также известный в России на то время знаток по молочному делу Калантар Аветис Айрапетович (1859-1937 гг.).
Биографическая справка
Калантар А.А. родился в с. Верхние Акулисы Нахичеванского уезда Эриванской губернии в семье сельского учителя. Окончил Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 1889 г. разработал проект высшего учебного заведения по молочному производству. С 1890 г. старший специалист при Департаменте земледелия и сельской промышленности. Участник всех международных конгрессов по молочному делу 1903-1914 гг., постоянный член международной молочной федерации. В 1920 г. получил звание профессора. С 1921 по 1929 гг. руководил кафедрой молочного хозяйства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Издатель первого в стране специального журнала «Молочное хозяйство». Учредил 24 молочнохозяйственные школы. Создал институт правительственных инструкторов для оказания помощи в организации маслодельных и сыродельных заводов. Организовал работу научно-исследовательских лабораторий в области молочного дела.
Занятия проходили по 5-ти предметам – земледелию, пчеловодству, животноводству, садоводству и молочному делу. Наибольшее количество часов было отведено земледелию, как наиболее обширному вопросу.
Курс животноводства прочтен Мельниковым М.И. и занял 30 часов с демонстрацией световых картин. При изложении анатомии и физиологии животных были совершены 2 экскурсии на городскую бойню.
Для более успешного усвоения слушателями способов подготовки кормов осмотрен склад земледельческих машин и орудий при Новозыбковской земской управе и ферме технического училища. Там были продемонстрированы соломорезки, корнерезки, зернодробилки, зерноплющилки и др. техника, а также сам ход подготовки кормов.
В целях ознакомления с остатками технических производств и способом их получения слушателями посещены мукомольня и маслобойка Волкова, винокуренный завод в Карховке. Организовано показательное кормление молочного скота.
Во время обучения слушателям предоставлялось «даровое помещение» (общежитие) и «дешевый стол» (питание).
Экзамены проходили в конце июня и принимала их комиссия из шести специалистов. Всего экзаменовалось 29 обучаемых, «обнаруживших блестящие успехи и серьезное отношение к делу».
Опыт проведенных курсов показал, что местное население к подобного рода начинаниям проявило живой интерес. Курсы оказались жизнеспособными и отвечавшими потребности в сельскохозяйственном знании. А поэтому губернским земством было решено устраивать их ежегодно.
Педагогические курсы
Также Новозыбковское земство уделяло внимание и правильной организации школьного дела в уезде. В целях ознакомления учителей с лучшими способами обучения и их усовершенствования уездное земство решило открыть в 1884 г. и 1897 г. в г. Новозыбкове временные педагогические курсы.
Для этого уездная земская управа разработала программу занятий и через местный училищный совет, а также губернатора испросила у попечителя Киевского Учебного Округа разрешение на их проведение.
Программа была написана в соответствии с правилами временных педагогических курсов для учителей и учительниц начальных училищ от 05 августа 1875 г. Наблюдение за ходом и их результатами возложили на губернского инспектора народных училищ Волкова К.Д.
Расходы на организацию обучения приняло на себя Новозыбковское уездное земство. В качестве руководителя пригласили учителя приготовительного класса Первой Киевской мужской гимназии Лубенеца Тимофея Григорьевича (1855-1936 гг.).
Биографическая справка
Лубенец Т.Г. – известный педагог и деятель народного образования. Окончил земскую учительскую семинарию в Чернигове. Работал народным учителем.
С 1884 г. преподавал в 1-й Киевской гимназии. В 1889-1913 гг. – инспектор, затем директор Киевского учебного округа.
После установления советской власти принимал участие в работе по ликвидации неграмотности, организации трудовых школ. Последователь Ушинского К.Д.
В состав слушателей курсов 1884 г. вошло 15 учителей и 4 учительницы уезда. Кроме того, участие принимал кандидат на должность сельского учителя крестьянин Кононенко.
Открылись курсы 13 июня в здании городского двухклассного училища.
В присутствии председателя уездной земской управы, исправника, инспектора народных училищ, руководителя курсов, учителей, детей и их родителей местным благочинным протоиереем Вихровым был отслужен молебен. Затем инспектор Волков К.Д. пояснил присутствующим цель обучения и указал главнейшие занятия, касающиеся постановки и ведения практических и теоретических занятий.
После состоялся прием неграмотных детей (15 мальчиков и 10 девочек), из которых составили первое отделение. Учеников городского училища (15 человек), окончивших первый курс, включили во второе отделение.
Занятия на курсах проходили ежедневно утром и вечером. В 9 часов учителя давали два практических урока (обучение грамоте, счету, церковно-славянскому чтению, арифметике, грамматике).
Примерные уроки руководителя и практикантов подвергались разбору.
Практикант, дававший урок, представлял программу и высказывал основания, в силу которых он принял тот или иной прием, систему или упражнение. Затем другие учителя делали свои замечания относительно выполнения программы и хода урока. При этом были поставляемы на вид как достоинства, так и недостатки практиканта относительно общих и частных его приемов, дисциплины, чистоты языка и т.д.
Если же во время разбора встречались методические и дидактические вопросы, то руководитель курсов, по возможности, разъяснял их.
В заключение инспектор народных училищ и руководитель курсов высказывали об уроке свое личное мнение, принимая на вид справедливые замечания и отвергая неуместные. К примеру, во время разбора одного из уроков был поднят вопрос – каким образом ученики должны изъявлять свое желание отвечать учителю? Признано более удобным поднимать руку, опираясь локтем на стол.
По вопросу о том, давать ли детям в начале обучения письму школьные грифеля и доски на дом, решено, что этого делать не следует, дабы дети не приобрели на первых порах неправильного навыка.
Рекомендовано в конце каждого урока обобщать преподанный материал. Прорабатывать уроки таким образом, чтобы ученики понимали суть им сказанного и чувствовали умножение своих знаний.
Вечерние занятия в основном были посвящены беседам руководителя о преподавании в школе предметов, входящих в курс начальной сельской школы, а также классной дисциплине.
Методические приемы обучения грамоте, письму, чтению и счету излагались посредством разбора руководств и учебных книг, предназначенных для элементарных училищ.
Правила детского чтения изучались на примере азбуки Толстого Л.Н. и священника Никольского. Отдавая полное превосходство «родному слову» Ушинского, учителя просили ознакомить их и с другими брошюрами для начинающих.
При разъяснении методики арифметики особое внимание обращено на то, что способ монографического изучения чисел устарел и заменен на арифметические действия по таблицам сложения, вычитания и умножения путем решения устных задач и численных примеров.
Также обсуждались письменные ответы учителей о состоянии вверенных им школ и правилах преподавания. Практиканты сами составляли конспекты уроков на следующий день и писали рецензии на учебные книги.
Учителей ориентировали на то, что успех обучения в школах находится в прямой зависимости от личных качеств преподавателя, а не от принятого им метода. Поэтому при выборе учебных книг и руководств педагог прежде должен сам их изучить и применять только в том случае, если содержание учебного материала соответствует его личным убеждениям, а также индивидуальным способностям учащихся.
Директор Новозыбковского реального училища Радкевич И.Г. предоставил слушателям возможность рассмотреть под его руководством богатые кабинеты всевозможных пособий и картин, находящихся во вверенном ему учебном заведении. Рассказал учителям об устройстве «волшебного фонаря» (аппарат для проекции изображений), научил обращаться с постановкой картин, а затем показал целый ряд сцен, изображающих коронацию Их Императорских Величеств, виды замечательных городов, сооружений и исторических памятников.
В один из дней учителя вместе с руководителем ездили в с. Бобовичи, где ознакомились с глинолитной постройкой местной школы, а также пропели в церкви обедню.
На закрытии курсов Лубенец Т.Г. обратился к учителям с речью и заявил, что «…конечная и вечная задача школы – неуклонно вести питомцев по пути к свету и добру. И тот только учитель безупречно стоит «на стезе своей», у которого ученики выходят с правильно наметившимся пониманием своих главнейших, всю жизнь направляющих отношений к Богу и ближнему. С наклонностями, в основании которых лежат развитое чувство законности и человечности и деятельная, широкая, способная вокруг себя животворить любовь. Достижение высокой задачи школьного дела возможно, если учитель прочными узами духа связан с народом, среди которого он действует. Прислушиваясь чутко к сфере своей деятельности, народный учитель в школе и через школу многое может сделать. Нужно только, чтобы он сам был образцом им возвещаемого, сам нес тяготы всего необходимого ограничения. Такой учитель будет стоять на высоте своего призвания и принесет неугасаемый свет добра народу и Отечеству».
Закрытие курсов происходило 13 июля. Инспектор народных училищ Волков К.Д., подводя общие итоги занятий, заявил:
«Педагогические курсы для Вас, господа учители и учительницы, как я убедился при постоянном наблюдении за ходом их, были существенно необходимы и принесли Вам несомненную пользу, так как окончившим специальные заведения для приготовления учителей и приобретшим педагогическую опытность практикой, они дали возможность обновить употребляемые ими приемы и поделиться своим опытом с другими. А не получившим специальной подготовки – возможность ознакомиться наглядным образом с лучшими приемами обучения по данным сперва руководителем, а затем и всеми учителями примерным урокам.
Хотя пределы программ курсов и главным образом слишком короткий период времени, для них назначенный, не позволили руководителю более подробно ознакомить Вас с существующими методами и приемами обучения, но я уверен, что если Вы воспользуетесь, как должно, всеми указаниями и замечаниями, высказанными как руководителем, так и более опытными из Вас на недостатки и хорошие стороны данных на курсах уроков, то Вы можете нести дело обучения вполне удовлетворительно.
При этом позволяю себе выразить вам мою искреннюю благодарность за Ваше весьма сочувственное отношение к курсам и добросовестные занятия на них».
Курсы 1897 г. проходили с 20 июня по 20 июля в стенах Новозыбковской женской гимназии для 46 учителей. От имени уездного земства ими руководил председатель училищного совета Муханов Алексей Алексеевич.
Биографическая справка
Муханов А.А. родился в 1860 г. в Константинополе. Потомственный дворянин. По окончании юридического факультета Санкт-Петербургского университета поступил на службу в Министерство внутренних дел по ведомству иностранных исповеданий. Состоял чиновником особых поручений при министре графе Толстом Д.А.
Выйдя в отставку, занимался сельским хозяйством. В 1896 г. избран Новозыбковским уездным, а в 1899 г. – Черниговским губернским предводителем дворянства. Занимал должность председателя Черниговского губернского земского собрания. Почётный мировой судья в Новозыбкове.
25 августа 1906 г. Муханов оказался случайным свидетелем покушения на Столыпина П.А. на его даче в Санкт-Петербурге.
Умер 29 июня 1907 г. от рака пищевода в Лозанне. Похоронен вместе с родителями и братом в семейной усыпальнице под Воскресенской церковью в селе Троицкое-Кайнарджи Московского уезда (ныне в черте Балашихи Московской области).
То, каким образом городская управа и училищный совет отнеслись к устроенным сельскохозяйственным и педагогическим курсам, свидетельствует об активном участии Новозыбковского земства в народном просвещении.
Так почему же земство уделяло особое внимание повышению уровня авторитета учителя и грамотности населения? Для ответа на этот вопрос обратимся к словам современника, который характеризует сложившуюся на тот момент вокруг учителя нравственную обстановку и отношение к нему. Вот что он пишет:
«Во всех упущениях, какие любой посетитель найдет в школе, всегда виноват учитель. А между тем, что может сделать учитель при его теперешнем положении? Да и что такое учитель? Учитель нуль, ничего незначащий нигде, ни в чем. Он общественный наймит за гроши, переходящие через руки земских казначеев. Он безгласный и бессловесный исполнитель прихоти и желания начальства и по получаемому им содержанию, если он семейный, то он почти нищий.
Он уже много успеет, если заслужит любовь у поселян и отношение как к своему человеку. Но любовь еще не дает учителю права пользоваться ею для пользы школьного дела.
Школьное дело есть дело целого общества, а не одних родителей учащихся. А всякая материальная нужда школы – ремонт, расширение школьного здания, прирезка земли для огорода, надворные постройки, жалование, помощники – требуют расходов. Раз их коснулись – тут уже любовь в сторону, уважение пропадает.
Одиночество учителя усиливается еще и разобщенностью между учителями. Заброшенные в глухие села, без книг, без людей одного развития, окруженные только одним сельским населением, учителя скоро начинают скучать, махают рукой на обязанности.
Кроме учительских курсов и съездов учителей необходимо устраивать учительские библиотеки, чтобы поддерживать хоть сколько-нибудь духовную и умственную жизнь народных учителей, не дать им заснуть и истомиться в их тяжелой нравственной обстановке.
Несмотря на всю тяжесть такого положения, есть учителя, которые не только добросовестно исполняют свои обязанности, но и оставляют в окружающей их среде глубокий, светлый след своей работы истинного просветителя. О них надолго остается в народе самое благодарное слово».
Такие добрые воспоминания сохранились в с. Сачковичах Новозыбковского уезда про бывшего там учителя. Ему вменяется в заслугу, что он с успехом хорошо вел свое школьное дело, ласково обращался с детьми и народом, читал в училище в свободное время. А иногда (так как был кандидатом на священника) читал в церкви наставления поселянам о необходимости их детям учиться в школе, юношам отвыкать от ругательства и драк. Он входил в положение беднейших поселян, давал им советы, внушал необходимость отвыкать от спиртных напитков, отвращал их от воровства, старался вызвать трудолюбие».
Следует отметить, что наряду с земством влияние на успешный ход дела в школе оказывали попечители, которые главным образом занимались финансированием и разрешением различных хозяйственных вопросов (доставка топлива, ремонт, снабжение книгами, устройство библиотек и т.д.). В попечители по большей части избирались дворяне, крупные землевладельцы, купцы и мещане.
К примеру, по состоянию на 1915 г. попечителем реального училища являлся уездный предводитель дворянства статский советник Абалешев Павел Александрович. Он, а также дворяне Розенбах С.Н., Липницкий К.С., Чарнолуский С.И., Дебогорий-Мокриевич М.П. и почетные граждане Волков Г.Н., Волков М.Г., Давидович С.К. состояли в попечителях Новозыбковской женской гимназии.
Продолжение следует…
См.также:
- О народном просвещении в Новозыбкове. Часть I. «Братская» одноклассная женская церковно-приходская школа (А.Дудников, 26.10.2018)
- О народном просвещении в Новозыбкове. Часть II. Городская церковно-приходская школа имени Императора Петра Первого (А.Дудников, 02.11.2018)
Уважаемый Александр Петрович, спасибо за новую интересную статью! Да, наш город всегда отличался стремлением к образованию и культуре. Оба направления краткосрочных курсов были очень полезны для населения. В дальнейшем наш город закрепил и значительно повысил уровень подготовки специалистов сельскохозяйственного и педагогического профилей, эта тенденция сохраняется и сейчас.
Полностью с Вами согласен,Анна Петровна. Спасибо.
И стоило переворот в 1917 году делать?
К великому сожалению,это произошло.
Бесспорно, и в советское время были великие свершения и достижения,которыми мы гордимся и пользуемся до сих пор. Но не будем забывать за чей счет и какой ценой.
Дай Бог,чтобы впредь великие потрясение минули страну нашу.
Как сказал Ключевский В.О. — история не учительница,а надзирательница: она ничему не учит,но строго наказывает за невыученные уроки.
Будем помнить и любить славное прошлое великой России. Общий успех и будущее страны зависит от каждого из нас на своем месте.
Нам всем есть с кого брать пример — начиная с замечательных устроителей земли русской — благоверных князей Владимира Красно Солнышко, Андрея Боголюбского,Александра Невского и Димитрия Донского и заканчивая героями наших дней — воина Евгения Родионова и майора авиации Романа Филипова.
Нет большей любви,нежели кто душу свою положит за други своя.
Потрясения случаются тогда, когда общество перестаёт их бояться и, наоборот, начинает желать. Ярким примером тому события 1914 года, столетняя дата которых недавно отмечалась международным сообществом.
Правильно заметили,уважаемый Борис. Здравствуйте. А почему общество перестает бояться этих потрясений?вот ключевой вопрос.
Вопрос на добрую «простыню», Александр, но если предельно кратко: выросли невоевавшие поколения плюс страх перед глобализацией. Война стала гламурным кино и ТВ-картинкой (такой красивенькой), а глобализация оживляет инстинкт прятаться в свою национальную раковину. Отсюда правый поворот во многих странах. Ведь Первая Мировая началась без всяких видимых причин. Взыграли Кровь и Почва. Аналогии напрашиваются, не правда ли?
Если какой-либо народ хочет самоидентификации,это ведь вовсе не означает,что он тем самым изолируется от других. Вопрос в другом. Скорей в наше время кому-то другому это не нравится.
На мой взгляд,мир прекрасен в своем многообразии (множестве наций,их языке,культуре,традициях,истории и т.д.).
В продолжение темы приведу слова главы нашего государства, с которыми я полностью согласен:
«Мы видим, какие усилия предпринимаются сегодня, чтобы «переформатировать» мир, разрушить традиционные ценности и те культурно-исторические пространства, которые складывались веками.
Цель – создать разного рода безликие «протектораты». Ведь разобщенными народами, лишенными национальной памяти, низведенными до уровня вассалов, проще и удобнее управлять, использовать как разменную монету в своих интересах».
Простите, Александр, согласиться с вами не могу. Это какой народ ещё всё ещё не самоиндифицирован? Ну, не считая небольших наций в Европе, типа басков, каталонцев, южных тирольцев с их наивным сепаратизмом? То, что вы называете самоиндификацией, я называю национализмом (в мягком варианте) и шовинизмом (в жёстком). Чем это закончилось для мира в сороковые годы, объяснять не надо. Такие вещи, такая идеологическая подкладка чреваты одним: войнами. Что до цитаты из В.В. Путина, то для меня он совершенно не авторитет ни в политике, ни в философии, ни в истории. Мало ли подполковников служило в КГБ?
Уважаемый Александр Петрович, хочется выразить Вам огромную благодарность за Вашу новую статью!!! Изумительно и потрясающе Вы открываете перед нами всё новые страницы истории нашего города. Они как жемчужины со дна океана открывают перед нами всё новые горизонты исторического прошлого. Удачи Вам в этих поисках, новых открытий и достижений!!! С уважением и совершенным почтением в Вам!!!
Рад слышать,Олег Григорьевич.
Благодарю за столь теплый отзыв.
В тексте помянул и любимого Вами священника Бурневского А.П.
Доброго дня!
Боря, сомневаюсь, что ты можешь назвать генерала-кандидата или -доктора наук. А вот полковников — пруд пруди. Причины не знаю, возможно, после полковника военная карьера идет на спад и голова не в том направлении соображает. Кстати, как хорошо известно, полковниками были Его Имп. Вел. Н.А. Романов и дорогой т. Л.И. Брежнев (и, между прочим. боевым, до получения маршальского звания и 4-х звезд Героя СССР). Остальные наши «генералиссимусы» академий не кончали. Так что лучше быть настоящими полковниками, чем никудышними генералами.
Насчет причин войн, то совершенно понятно, то что нес Макрон на 100-летии — европейская ахинея для простаков. Давно известно, что война — продолжение политики, а политика — продолжение экономики. И в 14-м и в 41-м выросшая экономически Германия требовала себе жизненного пространства, передела колоний и рынков сбыта. А Гаврила Принцип, коммунизм в СССР, «неполноценные» народы, левые или правые у власти — пропагандистский повод, точно также как нынешнее химоружие у Хусейна, Каддафи или Асада. Хавай пипл.
Вот сразу вспомнила: генерал-полковник, доктор исторических наук Дмитрий Волкогонов, автор многих монографий. Генерал-полковник, доктор исторических наук, профессор МГИМО, интереснейший человек Леонид Ивашов. Так что есть умные генералы!
Константин, не уразумею, кого ты имеешь ввиду под «настоящими полковниками и никудышными генералами»? Если полковника Брежнева, то он ничего не писал, его мемуары написаны Аграновским. Что касается генералов и маршалов, то в нашей истории было много достойнейших воинов. Многие из них оставили мемуары: Жуков, Василевский, Баграмян, Рокоссовский, Ротмистров и другие.
Причины Первой и Второй мировых войн тысячекратно описаны, о них уже никто и нигде не спорит. Конечно, ни одна война не начинается без причины, как и любое явление в принципе.
Макрон, на мой взгляд, говорил общие, обтекаемые фразы — это же не научная конференция. И что можно сказать за полторы минуты да ещё и под дождём. К тому же церемония затянулась на 20 минут из-за ожидания Путина, который нигде и никогда не пришёл вовремя, что свидетельствует о его крайне низком уровне культуры. А ведь он не на свидание с Кабаевой шёл, а на официальное мероприятие, чем в очередной раз нанёс урон престижу России на международном уровне.
Зато в Сингапуре его поставили на место за хамское поведение, когда он приехал к премьеру с часовым опозданием. Его не приняли, так что он, как говорится, поцеловал пробой и отправился восвояси. Он всю жизнь живёт по понятиям, но на Востоке люди самодостаточные и не позволяют себя унижать.
Главным на встрече в Париже, как я понимаю, было взаимопонимание и сотрудничество бывших врагов в мировых войнах, Германии и Франции. Не зря же Меркель и Макрон возложили общий венок к общей плите. Они показали, что можно жить в мире и договариваться по всем проблемам. Они были врагами, а стали партнёрами и добрыми соседями.
А вот Россия с Украиной были друзьями, братьями, вместе боролись с Гитлером, а стали врагами по прихоти Путина. Какую ненависть разожгла преступная власть между братьями-славянами! Эта жуткая трагедия останется в людской памяти навсегда.
Константин, а вот тебе пример сразу. Наш земляк окончил Новозыбковскую школу №2 в 1970 г. Владимир Захаров генерал-лейтенант в отставке, доктор военных наук, профессор. Вот выдержка из википендии : ,,В.Л. Захаров самостоятельно подготовил вне стен Военной академии РВСН в войсках и защитил кандидатскую диссертацию в 2006 г. по важным вопросам прикрытия позиционных районов дивизий от противника. В настоящее время в стенах академии плодотворно работает над докторской диссертацией. Прекрасно разбирается в вопросах боевого применения РВСН.,,
Костя, дело не в воинских званиях. Говоря о В.В. Путине как подполковнике КГБ, я хотел подчеркнуть мизерный вес его «афоризмов», зачастую родом из казармы, и только. Разговоры о причинах двух мировых войн как о «жизненном пространстве» для одной европейской страны отдают советскими учебниками истории, перепевами из «Краткого курса истории ВКП (б)» одного одиозного автора. Эту чушь даже обсуждать неохота. Любая диктатура это всегда война или желание её. «Земли воевать». Это длинный разговор, литром не обойдёшься.
Что до Макрона, столется Первой Мировой, алых маков и прочее, так это стало просто красивой традицией. В Англии на футбольных матчах игроки носят на футболках стилизованные алые маки, перед игрой минута молчания (ни одна сволочь не нарушает!), выходит горнист в красном мундире и играет поминальный сигнал. В России это позабытая, неизвестная война.
Автор статьи проделал большую работу по выявлению, анализу и обобщению архивных документов из истории Новозыбкова, за что ему честь и хвала. Все три статьи — несомненный вклад в краеведческую скарбницу.
Что касается авторских комментариев, не могу не высказать своё мнение. Мы изучаем историю для того, чтобы лучше понять настоящее и предвидеть будущее. На мой взгляд, автор делает сомнительные выводы из прошлого. Александр Невский разбил и изгнал с русской земли шведских захватчиков. Дмитрий Донской разбил монголо-татарских захватчиков на русской земле. Минин и Пожарский очистили нашу землю от поляков, Суворов и Кутузов — от французов. Вечная слава и память героям, отдавшим во все века свои жизни за Русь, за русский народ!
Но что делал Евгений Родионов в Чечне, за что принял мученическую смерть, за чьи интересы воевал? Да, Чечня входит в состав России, но обе чеченские войны были преступными, в интересах нефтяных олигархов. Это была гражданская война, а в гражданских войнах по определению не может быть героев. По этой причине генерал Рохлин не принял звезду Героя.
Что делал Роман Филиппов в Сирии? За какие такие «други своя» отдал жизнь? За олигарха Тимченко, который заключил контракт на разработку фосфатов в Сирии на 50 лет? Преступная власть отправила на эту бойню тысячи русских солдат, чтобы российские олигархи-миллиардеры стали ещё богаче, а народ ещё беднее.
Справедливые войны те, которые ведутся на собственной территории с оккупантами. Всё остальное — от лукавого!
«Товарищи учёные, доценты с кандидатами…» мне искренне понятен ваш негодующий пыл, и корпоративная солидарность, но стремясь мне что-то доказать вы не учитываете простые вещи.
Во-первых, мой пост был обращен к конкретному лицу, и именно от него я хотел получить ответ. Учеников в школе, которые всегда стремятся ответить за других называют… правильно, «выскочками». Опять же искренне извиняюсь.
Во-вторых, из написанного мной никак не вытекает утверждение, что среди генералов нет носителей учёных степеней. Это исключения, которые только подтверждают правило, ибо офицеры, особенно высшего состава, должны заниматься своим делом – родину защищать. И всегда остаюсь при этом мнении. Генеральская зарплата вполне компенсирует надбавки за степень, разве что она у них уже была до получения генеральского звания или заработана после отставки. Попробывал бы, например генерал Л.П. Берия, в подчинении у которого были все научные шарашки СССР свараганить себе диссертацию – его бы сразу на место поставили (тогда было кому).
В-третьих, то, что за в общем-то за малозначащим боковым отвлетвлением темы вывешиваются такие «полотенца» (в целом не читаемых), говорит о том, что сворачивание площадок обсуждения на сайте, в частности, форума было, мягко говоря, преждевременным, хотя согласен – в духе нынешней «оптимизации». Кстати, посоветовал бы некоторым не путать «твиты» и «коменты» с выступлением на кафедре.
В-четвёртых, суть моего поста была вовсе не в этом. Почему на муниципальном в общем-то сайте преобладает обсуждение проблем политики России и действий руководства страны, причём отнюдь не её гражданами, которые вполне можно квалифицировать как попытку указывать что и как нам думать и делать? Мы же не обсуждаем 25-летие нахождения у власти президента Белоруссии, его старшино-совхозное прошлое, или социалистические комплексы бывшей студентки химического факультета, теперь «канцлерин» Германии и ее нынешний рейтинг. А вот острые обсуждения местных проблем, в том числе мои предпоследние посты, администратором сайта удалены.
Ну, и наконец, хочу принести мои извинения автору основного материала, А. Дудникову. Ему, наверно, не совсем подобное импонирует (исхожу их своего опыта). Мы контактируем по разным каналам, поэтому своё впечатление выскажу в личном общении.
П.С. Предполагая новую «веревку полотенец» вслед за моим постом, сообщаю, что участие в комментариях сугубо добровольное и не предполагает обязательного продолжения участия в дискуссии, с чем раскланиваюсь.
Никогда не понимала людей, особенно мужчин, впадающих в истерику подобно беременной гимназистке. Обида — свидетельство неуверенности в собственных аргументах, она недопустима в любой дискуссии. Как и попытка оболгать оппонента. Уж кто-кто, а Константин прекрасно знает, что у меня российское гражданство.
Странно, что кто-то не понимает всеобщей взаимосвязи всех явлений в природе и обществе. Если в Новозыбкове не работают заводы и фабрики, то это не прихоть местного руководства, а составная часть плана уничтожения промышленности страны. Если в Новозыбковском районе закрываются школы и больницы, то это лишь составная часть федеральной программы «оптимизации». Надо покончить с этим провинциализмом, местничеством и посмотреть незашоренным взглядом на явление в целом. Это так просто — в капле воды отражается окружающий мир.
Вот почему бы местным патриотам не поднять вопрос о Екатерине Лаховой, которая представляет в Совете Федерации Брянскую область, а не свою родную Свердловскую? Эта дама, получающая в месяц 5 000 000 рублей советует гражданам, не желающим жить на 3500, вспомнить ужасы и голод войны. https://youtu.be/AqYGLfqplgQ
Или почему единоросс Валуев, посмешище всей страны, представляет в Думе не свою родную Ленинградскую область, а многострадальную Брянскую? Сомневаюсь, что новозыбковцы выдвинули этих одиозных людей защищать их интересы в Москве.
Раиса, Вы, как гражданка России, голосовали на последних выборах? Или не дошли, не доехали?
Конечно голосовала.