Редкая фотооткрытка: вокзал станции Новозыбков в 1918 году

Дорогие друзья, сегодня у нас есть радостная возможность познакомиться с найденной в Берлине почтовой открыткой столетней давности, на которой крупным планом изображён наш вокзал.

fullw

Открытка относится к 1918 году. Ниже я скажу о том, как случилась эта замечательная находка, а пока давайте рассмотрим саму открытку. На ней мы видим здание вокзала станции Новозыбков со стороны путей.

Давайте посмотрим, как изменился наш вокзал за прошедшие сто лет.

f0w

2016_oleg_by
Ноябрь 2016 г., фото: oleg_BY, https://railwayz.info/

Надо отметить, что некоторые архитектурные элементы были утрачены уже в наши дни.

2009_oleg_by
Сентябрь 2009 г., фото: oleg_BY, https://railwayz.info/

В первую очередь бросается в глаза перестроенная двухэтажная часть здания. Она была сильно повреждена во время Великой Отечественной войны, и позже восстановлена в значительно более упрощённом виде:

f1w

f1sov
Ноябрь 2016 г., фото: oleg_BY, https://railwayz.info/

Что касается длинной одноэтажной части, то она вплоть до 2010 года пребывала почти в первоначальном состоянии.

f2w

1997_denchik
~ 1997 г., фото: Денчик, https://railwayz.info/

В начале 2000-х годов случился ремонт кровли здания вокзала.

2006
Январь 2006 г., фото: А.Карпов

2005
Август 2005 г., фото: А.Карпов

В 2010 году кровля ещё раз подверглась ремонту, и на этот раз здание вокзала лишилось важной архитектурной детали — уничтожен аттик над центральной частью здания:

2011
Январь 2011 г., фото: А.Карпов

Теперь аншлаг с названием станции закреплён не на аттике, как раньше, а непосредственно над входной дверью:

2018
Декабрь 2018 г., фото: Д.Шевцов

Ещё две фотографии (не открытки) первой половины XX века с изображением нашего вокзала ранее публиковались на нашем сайте (см. первые две ссылки в конце статьи). В отличие от других общественных зданий дореволюционного Новозыбкова (храмы, банк, гимназия и др.), здание вокзала почему-то не попало ни на одну из хорошо известных нам почтовых открыток, издававшихся большими тиражами типографским способом. Среди открыток, напечатанных фотографическим способом, мне до сих пор была известна лишь одна, содержащая изображения новозыбковского вокзала, — это открытка из коллекции Владимира Лиходедова из Белоруссии (к сожалению, не располагаю сканом хорошего качества):

lihodedov1

Тем ценнее нынешний экземпляр, обнаруженный благодаря благодаря собирателю исторических фотографий Михаилу Ильину.

Изображение этой фотооткрытки попалось Михаилу в интернете несколько лет назад, однако, из-за отсутствия опознавательных надписей как на самой открытке, так и на её обороте, сложно было определить, какая именно станция здесь изображена.

ob

На оборотной стороне открытки присутствуют рукописные надписи на немецком языке: Russland (Россия), Bahnhof (вокзал), Now. (первые три буквы названия Новозыбкова на немецком языке — Nowosybkow).

Благодаря одной из предыдущих публикаций на нашем сайте Михаилу удалось установить, что на открытке изображён именно новозыбковский вокзал, о чём он и сообщил, приложив изображение открытки в электронном виде. А благодаря современным возможностям поисковых систем (которые позволяют производить поиск не только по словам, но и по изображениям) мне, в свою очередь, удалось найти бумажный оригинал этой открытки, который был выставлен на продажу в одном из немецких интернет-магазинов. Оставалось лишь совершить покупку, и дождаться, пока открытка совершит перелёт из Германии в Россию. Так мы получили возможность в деталях рассмотреть эту замечательную находку.

Практически все допускающие датировку открытки с видами Новозыбкова, отпечатанные фотографическим способом, относятся к 1918 году, когда Новозыбков находился под протекторатом Германии. Те из них, оригиналы или сканы которых есть в моей коллекции, приведены по ссылкам в конце текста. А сколько таких фотооткрыток ещё предстоит обнаружить в будущем — известно одному только Богу…

См.также:

18 комментариев:

  1. Anna D. говорит:

    Александр, спасибо за новую интересную фотонаходку!

    • Александр Карпов говорит:

      Спасибо! Чем дальше, тем радостнее каждая такая находка, ибо всякий раз кажется, что уже ничего нового не обнаружится. А оно берёт и обнаруживается!…

  2. Борис говорит:

    Очень интересно! Вот уж воистину, кто ищет, тот всегда найдёт. Очень интересный снимок. Столько народу на перроне нашего вокзала я видел только в юности, в жаркие выходные, когда народ ломился на ипутьские пляжи. 1918… Россия сдвинулась с места… Россия глубинная…
    Дом моего деда до революции стоял в нескольких метрах от левой, утерянной части вокзала. Большая семья деда держала коров и мой отец с братом ездили в Гомель торговать самодельными молочными продуктами.

  3. Людмила говорит:

    Находка,конечно интересная.Вот даже и не было представлений об этой истории нашего вокзала.Очень интересные факты и думаю, что это не последние.

  4. Раиса говорит:

    Пристройка второго этажа испортила общий вид здания. Дом без крыши — то же самое что лысая женщина. К тому же пристройка почему-то не оштукатурена и окрашена в отличный от первого этажа цвет. Это уродство особенно ярко заметно при сравнении зданий 1918 года и современного. Очевидно, что тот, кто это сотворил, прежде строил только свинофермы.

    • Неуч говорит:

      Думается, что ежели второй этаж был поврежден во времена войны, то восстанавливали ее в то время, когда не до архитектурных изысков было

      • Александр Дудников говорит:

        Это не восстановление, а вандализм. С таким бездумным подходом всю историческую города утратили. И продолжаем. Вроде и технологии есть, и мастера (специалисты). Да все не то и мимо. Стыдно и больно.
        А вот фото 1918 г. — замечательное.
        Огромное спасибо, уважаемый Александр Николаевич!

      • Борис говорит:

        Нет, двухэтажная пристройка была сооружена не сразу после войны, а в семидесятые годы прошлого века. В то время и в голову никому прийти не могло потребовать аутентичности. Вспомните обрушившеюся часть УВД, ведь тоже прилепили «кубик» ни пришей, ни пристегни. Ведь и здание вокзала, и начало улицы Ленина лицо города. Вот поболтать про историческую память, про традиции, устои-это за милую душу. Но «денег нет».

      • Раиса говорит:

        Мне думается, что пристройку сделали не раньше 60-х годов, именно тогда строили четвёртую школу, дома в центре из силикатного кирпича. Впрочем, что гадать — на каждое здание имеется технический паспорт в бюро инвентаризации или в городском архиве.
        Железнодорожный вокзал — это визитная карточка города. Тысячи людей, проезжая мимо, смотрят на него, выходят на перрон размяться, подышать. Большинство из них никогда не побывает в городе, а впечатление о нём останется от несуразного вокзала.
        Городское руководство периодически предлагает горожанам принять участие в обсуждении каких-то эфемерных планов типа маниловских мечтаний. На мой взгляд, в первую очередь надо привести в порядок эту нелепую пристройку, ну хотя бы сделать над ней крышу, оштукатурить и покрасить так же как первый этаж. За автовокзал тоже стыдно. Ну и пресловутый знак на въезде в город.

  5. Александр Дудников говорит:

    Перечитывал на днях публикации за последние несколько лет Попова К.Ф.
    о нашем отношении к памятникам архитектуры (и не только):
    «Стоял, шумел высокий дуб»,
    «Переписки и отписки»,
    «Культура и архитектура. Часть I. О нашей центральной площади»,
    «Культура и архитектура. Часть II. Стояла в городе башня…»,
    «Новозыбков, который мы потеряли»,
    а также Дмитроченко А.П.:
    «Новые ворота городского парка»,
    «Прощание со старым домом: Советская, 40″,
    «Исторический дом и «Сударушка». Опасная близость»,
    «Старой стены в детском сквере Новозыбкова больше нет».
    От этого чтения печально на душе стало. А самое главное, что в результате принимаемых отдельными гражданами посильных мер по предотвращению всего этого безобразия эффект абсолютно нулевой.
    Не достучаться, не дозвониться.
    И законы есть разных уровней, регулирующие отношения в сфере охраны и сбережения памятников культуры.
    И целый кодекс в свое время принят и действует в нашей стране.
    А дело видно не в нормах права, а в состоянии умов и нравов. Вот где проблема…

  6. Борис М говорит:

    «Билет в прошлое нельзя купить, но не взять из прошлого полезное — это преступление против себя ( то же, что и грех)!
    Смотрю на архитектуру прошлого и вижу людей тех лет.., — ведь ДУХ творит форму!

  7. По поводу надстройки здания вокзала могу сказать, что я помню это здание и одноэтажным, и двухэтажным. Исходя из моего возраста (60 лет) можно примерно судить о времени постройки.
    А находка замечательная! Такие виды города всегда интересны. Это история, которую надо бы знать.

  8. Annа Д. говорит:

    Жаль, что «ни с каких вокзалов в минувшее не ходят поезда!..»

Добавить комментарий для Борис Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>