Эта фотография храма во имя Святой Троицы в Новозыбкове сделана во время оккупации города в годы Великой Отечественной войны. Фотографию обнаружил историк-краевед Михаил Мещанинов на немецком интернет-аукционе e-Bay.de.
Похоже, это единственный найденный снимок, сделанный до 1952 года, когда храм был частично разрушен (снесены купола и колокольня), а впоследствии перестроен под школьные мастерские. Судя по всему, и авторам проекта реставрации храма в 90-е годы не удалось обнаружить его фотографий до разрушения. Особенно это заметно по колокольне. На снимке она частично скрыта ветками дерева, но это не мешает рассмотреть два ряда слуховых окон на шатре колокольни.
Фото 1941-1943 гг. (фрагмент)
А так выглядел храм уже после 1952 года:
Фото середины XX века с сайта храма vera.prihod.ru
В 1995 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, начаты восстановительные работы. На этой фотографии конца девяностых мы видим, что уже возведён центральный купол, но ещё сохранились два этажа окон (перестроенный под мастерские храм был разделён на два этажа).
Фото: А.Карпов, конец 1990-х годов
В начале 2000-х появились и остальные купола:
Восстановление храма шло по проекту архитектора Э.Алиева, разработанному по эскизам настоятеля прот. Николая Шестопалова, который немалое время провёл в архивах в поисках сведений о первоначальной архитектуре храма. К настоящему времени восстановленный храм во имя Святой Троицы стал подлинным украшением города и местом молитвы многочисленных прихожан густонаселённого района многоэтажной застройки.
Фото: Леонид Горбачёв, 2018 г.
См.также:
- Редкая фотография: Вонифатьевская церковь (А.Дудников, 01.07.2020)
Замечательная, интересная фотография, действительно редкая.
БЛАГОДАРНОСТЬ редактору сайта Карпову А.Н. и краеведу Мещанинову М. за эту находку.
Буквально по крупицам восстанавливается славное прошлое города Н. Это радует и вселяет оптимизм)
Православные благотворители!
В г. Новозыбкове Черниговской губернии до сего времени имеется один православный храм, расположенный на окраине города и едва вмещающий в себя 500 молящихся.
Между тем православное население г. Новозыбкова простирается до трех тысяч человек, и с каждым годом увеличивается пришлым элементом, ищущим заработка. В силу этого является крайняя необходимость в постройке второго храма. Епархиальный Преосвященнейший Владыка Антоний, Епископ Черниговский и Нежинский, сочувствуя нуждам православного населения г. Новозыбкова, благословил открыть Строительный Комитет по постройке нового храма во имя Святой и Животворящей Троицы.
Но где взять средства на осуществление благого намерения? Что могут дать пришельцы из разных концов православной Руси, ищущие древнего пропитания? Надежда лишь на помощь Божию и добрых людей.
Помогите, добрые люди! Пришлите свои лепты на Святое дело, дело Божие, а мздовоздаятель Господь не замедлит вознаградить сторицею.
Пожертвования просят присылать на имя Казначея Комитета по постройке Храма Святой и Животворящей Троицы в г. Новозыбкове — Степана Максимовича Волкова.
Курские епархиальные ведомости № 42
от 8-14 ноября 1907 года, стр. 644
P.S. Волков Степан Максимович — один из сыновей Максима Марковича Волкова, крупнейшего благотворителя, собственника спичечных фабрик и других промышленных производств, располагавшихся в Новозыбкове и уезде на рубеже XIX-XX веков.
Непонятно, что имеется ввиду «один православный храм на окраине города». К тому времени уже действовал Чудо-Михайловский храм, причём стоящий на центральной Соборной площади, Людковская (Рождества Богородицы) церковь, (хотя, возможно, в ту пору Людков ещё не входил в черту города), да и несколько единоверческих храмов, подчинявшихся Синоду. Между прочим, и старообрядцы не отрекались от православной веры, более того, называли себя «истинно православными».
Если не ошибаюсь, к началу XX столетия Людков не относился к городу. А если так, тогда из православных храмов в Новозыбкове в то время был лишь Чудо-Михайловский.
Что касается окраины населённого пункта. Больница в те годы располагалась в самом начале городской черты. Расстояние до лечебного учреждения от храма в честь Чуда архистратига Михаила незначительное, по прямой 910 метров, т.е. меньше 1 км. Полагаю, что по этой причине в заметке говорится о храме на окраине города.
О Свято-Троицком храме его истории и его восстановлении писалось в годы его восстановления в местной печати (г. Маяк). От того Ваши ребята споры про окраину излишни. Построили там, где земством (властью) была выделена земля. Тот факт, что была обнаружено фотоизображение её в годы оккупации, и сделана немецким фотографом, говорит о том, что они, фотографируя храмы и церкви на оккупационной территории если не восхищались, то оценивали их, как предмет архитектурного искусства, который нам надо беречь и охранять от вандализма, если вдруг такое движение вдруг возникнет. Замечу это не первое фотоизображение церквей г. Новозыбков, сделанное немцами в оккупационном городе. Было бы интересным если найдется фотоизображение Никольской церкви, что на Набережной, сделанное в годы оккупации города
В «Маяке» в свое время действительно писали много о восстановлении храма.
А вот об истории его строительства и причастных к этому лицах было сказано мало.
А было раньше это здание, где во второй школе проводились уроки труда. А в 80-х годах перед входом было много лавочек и стол. Там проводились народный суды — этакий аналог нынешнего мирового суда. Административные правонарушения рассматривали. Почти все лавочки во время рассмотрения были заняты.
…А в перерывах между судами и лекциями на них бухали… :)
Борис, не врите, не было в СССР секса и пьянства!
В СССР было все…и то и другое особенно.
Насчёт секса уже не помню, а вот плакаты «Пьянству-бой!» запечатлелись намертво. :)
Есть еще фото этого храма
https://pastvu.com/p/1614267