Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
Игры моего детства… Когда я решила, что пора уже написать о них, оказалось, что двор, где мы часто собирались для игр, так изменился, что я с трудом нашла лишь маленький кусочек из прошлого, вот это старое крыльцо. Современная фотография перекликается с давней, снятой в самом начале 20 века. На ней виден прежний двор с колодцем и то самое крыльцо…
На фотографии две молодые девушки, одетые в малороссийские костюмы. Слева — моя двоюродная бабушка, гимназистка — старшеклассница, нарядившаяся в этот красочный и яркий наряд просто по велению мимолётной прихоти. «Захотелось!» — всегда объясняла она, когда я спрашивала, зачем она это сделала.
Игры начала 20 века
Во что играло то поколение? Бабушка вспоминала, что гимназистки вместе с реалистами любили представлять «живые картины», шарады, девочки, конечно, играли в куклы, мальчики любили играть в «индейцев», играли и в знакомые нам игры — прятки, догонялки, «гори-гори ясно», во все те игры, в которые дети играют испокон веку.
В литературе, описывающей игры детей того времени, попадаются упоминание об исчезнувших ныне играх — крикет, серсо…
Вот на этом снимке девочка с серсо, так назывался обруч, который катали особой палочкой, считалось, что эта игра развивает у девочек грацию и красоту движений, мальчики серсо не катали, разве что совсем маленькие. Правда, есть ещё один вариант игры в серсо, когда более мелкие, чем этот обруч, кольца, подбрасывались в воздух и ловились на специальную палочку.
Игры 50-х годов 20 века
Игры начала века я представляю, конечно, только по рассказам, а о своих играх, в которые мы, городские дети далёких 50-х играли, помню хорошо, о них и напишу. Не стану описывать те, что известны каждому, в них детвора играет, кажется, извечно — прятки, догонялки, и прочие… Вспомню более редкие, те, которые сейчас непопулярны, или просто забылись, стали менее известными. в то время, которое я описываю, мне было 5-8 лет, игры немного менялись, здесь больше описаны дошкольные.
«Классики»
Начать хочется с необычайно популярной долгие годы игры в «классики». Помните? Едва сходил снег и обнажалась хотя бы часть тротуара или территория двора, как они непременно расчерчивались на клеточки, и дети проводили целые часы, стараясь поскорее «закончить» эту, начерченную на земле или асфальте, «школу». Честно говоря, правила уже как-то подзабылись, но помню, как было непросто прыгать по этим небольшим клеточкам, стараясь не переступить черту и перебросить баночку из-под ваксы, набитую песком, в следующий «класс». Сначала можно было прыгать, стоя на двух ногах, но следующий цикл игры уже требовал, чтобы все переходы осуществлялись лишь на одной ноге, а потом и вовсе, нужно было перескакивать через отдельные клеточки… В настоящей школе тогда ввели 11-й класс и сразу же к одному из углов «классиков» стали пририсовывать дополнительный прямоугольник. На переменах в 1-й школе, где я училась, все девочки спешили на улицу и продолжали игру с того места, где она закончилась по призыву несносного звонка на предыдущий урок. Ещё был один вариант игры, когда классики чертились 3 на 3 клеточки, а не 2 на 5, как в обычных. Сейчас стала с лёгкой ностальгией замечать, что классики у современных детей как-то вышли из моды, что ли. Минувшей весной обнаружила только один подобный узор, нарисованный цветным мелом на асфальте возле горпарка. А ведь когда-то почти каждый кусочек ровной поверхности был занят классиками, сезонной игрой, которая продолжалась от первых проталин и до окончания занятий в школе. Не помню, чтоб в неё играли осенью. Во время игры во дворе к нам присоединялись и мальчишки, даже старшие подростки, которые легко обыгрывали нас, робеющих перед их взрослостью, девчонок.
«Игра в классики» — так называется роман всемирно известного аргентинского писателя Хулио Кортасара, подозреваю, правда, что речь в нём о чём-то другом.
«Объедки»
Собственно, это трудно назвать игрой. Вдруг, проголодавшись, мы решали устроить общее пиршество из принесённых из дома, порой просто потихоньку от мам утащенных, продуктов. Годилось всё — разномастные куски хлеба, огурцы и помидоры, лук, иногда удавалось разжиться чем-нибудь поосновательней, например, куском сала, колбаса была редкостью, разве что ливерная иногда приносилась кем-то, варёная картошка, вымытая морковка — всё, что могло предложить нам наше небогатое детство. Обычно, эта трапеза проходила наверху водокачки, о которой я уже писала, мы залезали на слегка покатый жёлоб, в котором скрывалась труба, идущая к электростанции, и пировали!
Считалки
Я назвала эту запись «На золотом крыльце детства», наверно, все помнят эту детскую считалку? Собравшись во что-нибудь играть, мы разбивались на команды с помощью разных считалок, и та, где «на золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной» была, пожалуй, самой частой, потому что между «королевичем» и «портным» можно было вставлять любые обозначения людей, их профессии, а уж потом добавлять,- «Скажи, кто ты будешь такой?»и было весьма трудно точно вспомнить, какое же слово выпало для тебя и оказаться именно в той команде, в которую хотелось попасть.
Но для путешествия в прошлое такие подробности, конечно, не имеют особого значения, память подсовывает какие-то эпизоды из далёких пятидесятых, нимало не заботясь о полной фактической достоверности того, где что происходило, а лишь об общем фоне моего далёкого детства. Конечно, крыльцо было самое обыкновенное, мы собирались большой компанией у моих подружек, сестёр-двойняшек, на небольшом крылечке с парой ступенек и перильцами, заботливо поставленными её папой, мастером на все руки, и начинали играть во что приходило в голову. Одна из этих двойняшек вспоминает наше общее прошлое:
Это об улице Замишевской воспоминания. В Теплом ручье мы купались часто, там было очень мелко и вода была очень прозрачная. Озеро Карна было опасно тем, что на дне были глубокие ямы, поэтому многие люди там тонули и часто их спасали мужчины нашей улицы. В нашем доме имелся багор на длинном шесте, и им ловили утопленника. Помню, как мой отец и наш сосед Леонид Дмитриевич Мазуревский откачивали утонувшего, пока не приехали медики, многих спасали. На озере шли учения солдат — понтонёров, и один водитель сдал задом машину очень близко к воде, чтобы сбросить понтоны в воду и машину потянуло в озеро, а там было глубоко и машина попала в глубокое место и наши мужчины ныряли и пытались открыть дверцу, но ее заклинило. Как же мне было страшно за этого солдата, но все обошлось благополучно, смогли разбить окно и парня вытащили живого.
Ну, а теперь о наших играх. У нас во дворе, как раз у окошек нашей квартиры, росла сирень, и мы с сестрой в этих кустах делали комнатки для нашей, одной на двоих, куклы. Из каких-то обрезков дощечек, коробок, кирпичей и всякого другого подручного материала делали кроватки, диванчики, столики, скамеечки, а посудой нам служили осколки битой посуды, и особо ценилось, если они были с каким-нибудь рисунком, ложками были деревянные щепочки. И еще мне нравилось упасть на ветки сирени и кататься на них, но мама нас за это ругала – ломались ветки, и я делала это в кустах сирени перед соседним домом, там она была на улице, ее было много и она была густая и ветки толще. Вообще, сирень была почти в каждом дворе, и весной ее аромат заполнял всю улицу. Наш двор состоял из двух домов и был большим. В нашем доме жили три семьи и была целая куча детей, только нас, ровесников, было четверо, мы с сестрой и два парня, а вообще у нас во дворе было 10 детей. На улице детей было очень много, так что было весело. Очень много подруг было в многоквартирном доме № 17, в основном там и проходили наши игры.
«Красное-белое знамя»
Это была одна из самых любимых наших игр, но она требовала большого пространства и достаточного количества игроков, поэтому играли в неё нечасто. По Замишевской тогда ходило не так много транспорта, хотя это и была дорога на Клинцы и далее, но машин было мало, а сама улица, как я уже писала, была засыпана шлаком от сгоревшего угля, который вывали прямо на улицу из расположенной там теплоэлектростанции, иногда он ещё дымился. Понятно, что от этой дороги поднималась едкая и вредная пыль, пачкающая любую одежду, но мы как-то не очень этому огорчались. Прямо на проезжей части чертили черту, отсчитывали от неё в обе стороны одинаковое количество шагов, примерно 15-20 и водружали с каждой стороны палочку, одна из них была белым «знаменем», а другая — красным. Играющие делились на две команды, выбирался командир и дальше каждая из команд старалась добежать до «знамени» противника и поднять эту палочку-символ, показав, что одержана победа. Трудностью в этой игре было то, что если попадёшься «врагу» пока пробираешься к «знамени» и он успеет до тебя дотронуться, то ты «убит» и должен застыть в той позе, в которой тебя застала «смерть», «ожить» можно было лишь после прикосновения командира, поэтому он должен был быть особенно ловким и быстрым, чтобы «спасать» своих бойцов. Если приближалась машина, мы пережидали её на обочине, а потом вновь продолжали игру.
Номера машин
Если быть точнее, то буквенные индексы. Тогда по нашей области ездили машины всего с двумя такими индексами БЦ и ЗП, с другими попадались крайне редко. Одни из нас были сторонниками ЗП, а другие БЦ, поэтому каждая проезжающая машина встречалась с большим вниманием, если это была ЗП, то все сторонники БЦ должны были получить щелчок по лбу, правда, мы были милосердны, и если сторонники какого-то индекса оказывались в меньшинстве, то щёлкали их небольно, ну, а уж если один на один, то иногда голова гудеть начинала от этих щелчков! Почему-то «изменять» своим буквам считалось очень непорядочным и я, когда-то выбрав БЦ, а таких машин по неизвестной причине было меньше, часто носила на лбу синяки от слишком азартных щелбанов, чем удивляла маму. Но ведь взрослым этого не объяснишь!.. Ну, а потом ввели трёхбуквенные индексы, их стало много, и игра как-то заглохла.
«Штандор»
Это загадочное слово выкрикивалось водящим, когда он, бросая мяч называл чьё-то имя — «Штандор, Вова!», а Вова должен был поймать мяч и кинуть его с тем же выкриком кому-то другому, вся забава была в том, чтоб выбранный игрок мяч не поймал, а побежал за ним куда-нибудь далеко и бегом вернулся. Я эту игру не очень любила.
Но был и вариант «Штандора», объединённый с другой игрой — «Гори-гори ясно», почему так вышло, не знаю! В эту игру мы играли так — становились в круг, в центре — ведущий, он начинал, а мы подхватывали — «Гори-гори ясно, чтобы не погасло! Птички летят, колокольчики звенят! Штандор, Валя!» Тут Валя бежала за мячом, который забрасывался подальше, а мы прятались, кто где успеет. Валя должна была всех разыскать, подбежать к мячу и коснувшись его, назвать имя найденного игрока, а если он успевал первым, то уже не считалось, что она его нашла. Как-то так…
Очень бы хотелось, чтоб те, кто помнит эти и другие игры нашего детства, продолжил их описание в комментариях.
Места для игр
Таким местом, кроме улицы, двора и собственного дома было любое пространство, куда мог проникнуть пытливый и любопытный ребёнок.
Невозможно представить детство без таких укромных сарайчиков, где можно было устраивать всякие невидимые взрослыми детские игры. В каждом таком сарайчике отыскивались восхитительные старые, выброшенные за ненадобностью вещи, которым всегда можно было придумать новое применение: украсить кукольный дом, сделать для куклы новый наряд, а иногда и на себя что-нибудь примерить, что-то сконструировать из старых мебельных обломков, да и просто вдохнуть этот особый, особенный, аромат прежней, ещё ДО тебя жизни, чтобы потом, взрослым, вдруг припомнить какую-то давнюю находку там и понять, что ты только звено в цепи поколений и тоже оставишь ненароком будущим детям часть своей жизни в старом сарае…
Игрушки. Бумажные куклы
В нашем детстве были, конечно, покупные игрушки — куклы, машинки, кукольная посуда, наборы для врача, парикмахера…, пусть такого разнообразия, как сейчас не было, но в детских магазинах продавались интересные игрушки, так что у меня их было достаточно. Но я почему-то не слишком любила готовые куклы, я больше помню, как мы играли с бумажными. У меня была подружка Софочка, которая жила рядом с Тёплым ручьём, она прекрасно рисовала и всем нам раскрашивала этих кукол, рисовала лица и придавала каждой бумажной «дочке» индивидуальность. А уж потом был полёт фантазии! Платья и прочая одежда мастерилась из чего угодно — конфетных бумажек (поэтому редкие фантики очень ценились, ими обменивались, даже конфеты имели меньшее значение, чем фантики от них), из всяких красивых, но достаточно тонких бумажек, но я, не умея рисовать совершенно, с увлечением придумывала геометрические орнаменты, разрисовывая листочки в клеточку из школьных тетрадей и из них вырезала необыкновенно красивые платья! Это, конечно, я сама так думала, что красивые. Жаль, ни одной такой куклы не сохранилось.
Да, «счастливая, невозвратимая пора детства»…
Спасибо большое за статью, прочитал и очень понравились эти игры. Даже стало интересно как же все тогда проходило.
Спасибо! Я думаю, что у каждого поколения есть похожие игры, но есть и такие, которые следующими поколениями забываются, и у новых детей появляются новые игры. Думаю, что и у Вас есть собственная игротека. )))
Спасибо за интересный рассказ!!! Мы в 80-х тоже играли в «штандор». Только я уже совсем забыла правила. Помню только что кричали «штандер вандер» а потом имя. Еще играли в «выбивало» (может неправильно название написала но как-то похоже). И была еще какая-то игра с начерченным на земле кругом…
Спасибо Вам за комментарий! Я не стала описывать известные всем игры, но сколько их было! Что-то про начерченный круг вспоминается, кажется, туда втыкался перочинный ножик и от круга отрезался сектор, по-моему у нас эта игра называлась «города», выигрывал тот, кто нарезАл себе бОльший кусок. Или это была другая игра?)))
Да-да, точно. Была игра с начерченным кругом. Но совсем не помню подробностей. Помню только, что в этот круг садились. И, по-моему, игра эта была с мячом. Дырявая память совсем…
С ножиком тоже была игра, — спасибо Анне за напоминание. Только мы вроде назвали её игрой в «ножички», а не в «города».
Об игре в круг совсем смутные воспоминания, «города», возможно, потому, что эти нарезанные по той линии, как воткнулся нож, куски были как бы территорией города, которым ты «владеешь»! Кажется, изначально круг делили на части по числу играющих, а потом уже начинали «воевать» и «захватывать» чужие «территории». Причём линию нужно было провести ножиком от того места, где он воткнулся до окружности, не сходя с того места, где этот нож был брошен играющим. Возникали ситуации, когда, воткнув нож в середину круга, играющий не мог дотянуться до него, либо не мог провести черту так, чтоб она замкнула сектор, тогда он ничего и не «завоёвывал», т.е. здесь нужно было соблюсти баланс между желанием отхватить кусок побольше и своими возможностями. ))
Анна,как всегда интересно и обстоятельно! Игры нашего детства — как правильно замечено,это дворовые игры. Я всю жизнь работаю с детьми и с уверенностью могу сказать,что сейчас такие дворовые игры постепенно сошли на нет. Такая жизнь сейчас,что порой в большом городе и соседа не знаешь,не то,что бы дети во дворе собирались без присмотра взрослых…но это совсем другая тема.
Мы с мужем вспоминали свои игры,так вот мальчики тогда играли еще в лапту, конечно,футбол,выбивалы,городки. Конечно,играли в «войну»,это было близко и естественно.Ружья сами вырезали из деревяшки,еще играли в «Красных и Белых»,с деревянными же шашками. Надо сказать,что многие игрушки и атрибуты делали сами или с помощью старших.
Мы же,девочки, очень любили играть в самодельные куклы,которые шила наша бабушка мне и всем подругам. Шились они достаточно быстро и прямо на глазах у нас,девчонок: каждый приходил со своим старым чулком. Чулок обрезался,набивался ватой (сейчас и нет такой,серой какой-то) и перетягивался в области шеи,талии.Пришивались колбаски-руки и ноги. Чернильным карандашом рисовали лицо и пришивались волосы из пакли. Это были просто любимые куклы,хотя почти у всех были и покупные пупсы. Мы сидели со своими коробками из-под обуви,набитыми лоскутками и шили наряды на них. Потом играли (конечно же,в домиках под кустами,занавешенными старыми скатертями и платками. Там же часто и «пировали»,как Вы верно сказали,немудрящей едой… Бумажные куклы — это класс! Со своими детками в детсаду я всегда играю в них. Стараюсь научить их играть в наши игры: «Красочки» (помните,с чертиком), «Вам барыня прислала 100 рулей: что хотите,то купите…» Им очень нравится,а где же им еще поиграть,в детсаду,так как в наших дворах есть только типовые игровые площадки…
А еще «Секретики»,когда делаешь в песке ямку ,кладешь туда красивые осколки посуды,стекляшки,бусинки,живые ц веточки,сверху накрываешь стеклышком _ вот и секрет. Только песком присыпать.
Каждая практически девочка носила в кармашке и баночку из-под выксы и скакалку. «Прыгалка» мы ее еще называли. Тоже был целый свод правил,как и в игре классики. На двух,на одной,перекрестно,метелочкой, кружочком..Кто скакал,тот поймет.
Анна,еще раз спасибо за такую интересную тему.
Галина, спасибо Вам огромное за такой интересный комментарий! Да, «красочки», за которыми приходил «чёрт», и «фантики», и «барыня прислала сто рублей» — всё это тоже было… А Ваши самодельные куклы из ваты и старого чулка просто сказка! У меня таких не было, наверно, потому что не было такой бабушки-рукодельницы. «Секретики», прыгалки, домики среди кустов , как же было богато моё и Ваше детство на подобные игры! И да, гляжу иногда из окна на свой теперешний двор, вижу, как редко дети объединяются для совместных игр, хотя, казалось бы, возможностей у них гораздо больше — и куклы разнообразнее, и всяких кукольных принадлежностей достаточно, но совместные игры редки. А командных игр я совсем не наблюдаю — ни «Штандора», ни «Ручейка», ни даже пряток, для которых совсем никаких дополнительных условий, кроме двора, где можно отыскать укромные уголки, не требуется. Не знаю, способны ли заменить наши условные «войны» с невзаправдашним оружием их компьютерные «стрелялки».
Да,Анна,вот и я о том же. У них есть свои игры,вот например, в «лошадки»,готовые,одна другой краше, тут же готовые домики,с готовой мебелью,куклы с наборами одежды. Конечно,наше детство как следует готовило из нас взрослых людей,мы учились шить,готовить,устраивать быт,украшать,фантазировать,использовать разные предметы-заместители для игр. Развива лось творчество,фантазия,в конце концов,мелкая моторика,а нынешние дети,не поверите,многие мяч поймать не могут. В планах специально пишем: научить того-то бросать и ловить мяч. Другие дети,другая жизнь. Вообще по определению,игра и предназначена для того,чтобы научить и подготовить к жизни маленького человека. Что мы с успехом и получили в своем детстве. А наши вот внуки уже в 8 лет затыкают нас за пояс по знанию компьютеров. А с другой стороны им это сейчас тоже надо. Но ,если взрослый и то не всегда может себя контролировать,то что нынешний ребенок? На подвижные и ролевые игры просто нет времени у них… Бедные..
Да, Галина, Вы правы! Я ведь тоже педагог и всё про игру и её значение в жизни ребёнка понимаю. Не хотела перегружать свою запись теоретическими сведениями, но отсутствие подвижных, ролевых, сюжетно-ролевых игр значительно обедняет все стороны личности ребёнка. И это я здесь ещё не написала про игры-драматизации, когда мы сами инсценировали сказки, басни, прочитанные книги, даже отдельные сцены из фильмов! Какие таланты проявлялись у иных детей! Вообще, была велика самостоятельность в организации своей, пусть и детской, жизни.))
Аня, было еще увлечение самокатами. Они очень похожи на нынешние, только вырезались из двух досок, колесами служили подшипники, если не находилось подходящих. В чем-то было сходство с колясками безногих инвалидов, только с палкой-рулем. Играли и на деньги, в «чекана». Били монетку об стенку, чтобы она упала поближе к «денежке» партнера. Если растянутыми пальцами дотягивался — забираешь ее. Но в эту игру играть запрещали и родители, и в школе. Даже некоторые играли в «бабки» мослами — косточками свиньи. Видел эту игру, но самому попробовать не удалось. Нужно было иметь биту — кость заполненную свинцом.
Костя, спасибо за комментарий! Самокаты, мне кажется, использовались детьми более старшего возраста — лет 10-12, да и были это, в основном, мальчишки. Мы могли в то время только с завистью на них поглядывать… И вообще, чем дальше мы отходили от дошкольного детства, тем больше наблюдалось разницы между играми мальчиков и девочек, так что о мальчишеских играх я знаю не очень подробно, твоё воспоминание очень существенно восполняет этот пробел.))
Вспомнил еще две считалочки: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме… сирени (астры, розы и т.д. кто каким цветком назывался) и еще «Вышел месяц из тумана,вынул ножик из кармана, буду резать буду бить, а теперь тебе водить.» Вторая немного жутковатая, вроде черных стишков, но это тоже своеобразная детская романтика.
Большинство игр из тех, что вспоминали Анна, Галина, Костя достались нам в наследство из старых времён, в них ещё гимназисты играли. я знаю это из рассказов моей тёти, которая заканчивала гимназию ещё до революции, а попозже читал о них в воспоминаниях Ю. Олеша, З. Шишовой… Естественно, мы играли примернов одни и те же игры, маленький город, небогатая жизнь, отсутствие ТВ, компьютеров… На моей Кубановской даже велосипеды были у единиц, рассекали на взрослых, под рамой. Многие игры приходили под впечатлением от просмотренных фильмов: прошли «Крестоносцы»-рубились на деревянных мечах, делались щиты, боевые топоры. «Три мушкетёра»-изготовлялись шпаги… Достали где-то две рапиры с отломаными кончиками, и рубились так, что мамы за сердце хватались. Мой дв. брат привёз из Оренбурга игру с мячом, под названием… смягчу-«попотёр», где водящий должен был попасть надувным снарядом в противников, лежащих на спине, и только ногами оборонявшихся. Высшим пилотажем считалось попадание мячом в пятую точку обороняющегося-пострадавший сразу становился водящим. Была в ходу и салонная игра, явно из позапрошлого века: двое сговаривались, один играл медиума, второй-переводчика. Загадывалось слово, и переводчик начинал болтать отвлекающую чепуху, после контрольных слов «медиум, медиум, спокойно!», первая буква первого произнесённого после этого слова медиумом запоминалась, так, по буковке, ему транслировалось всё слово, и «медиум», к удивлению играющих, «отгадывал» его «телепатически». Моя тётя знавала массу таких игр, но всё позабылось, к сожалению.
Детство закончилось, когда мы с приячтелями соорудили такой арбалет, под воздействием какого-то фильма, что стрела от него пробила доску стены сарая… Но это уже другая история…
Спасибо за комментарий, Борис! Я очень надеялась, что и Вы напишете свой отзыв. :))Да, это правда, что большинство игр передавалась детьми из поколения в поколение, иногда чуть меняя названия и правила, мне представляется, что детство — это огромная страна, в которой время течёт медленнее, чем у взрослых. Современные дети немного дальше, чем мы «отплыли» от старых игр, но это естественно, у них другие возможности, да и техническое оснащение другое, нам неведомое. Я, собственно, не столько о старых играх сожалею, сколько о том, что теперешние дети не очень умеют играть вместе, большой компанией, да ещё о том, что их игры стали менее подвижными, выше Галина, педагог дошкольного образования, написала о проблемах нынешних детей — дошкольников.
Честно сказать, Анна, детство вспоминается мне без особого умиления, жестокий это период в жизни человека. Сравнение натянутое, конечно, но как, согласно Дарвину, зародыш человеческого организма проходит все ступени эволюции за девять месяцев в чреве матери, тогда как человек, от рождения до смерти проходит, вместе с возрастными стадиями, стадии формативные, и детство я бы сравнил с первобытным строем, где естественный отбор происходит, смягчённый современными социальными реалиями. И кем бы не стал человек, даже создавший себе крутую карьеру, достигший многого в жизни, внутри он всё равно оценивает себя по той «номенклатурной» шкале, ступени, на которую он смог подняться в детстве, в непрерывной борьбе за статус, за выживание…
Мне не кажется, что идеи социал-дарвинизма подходят человеческому сообществу.
Анна и Борис, по-моему,разговор отошел от предложенной темы,но,я как «бывшая девочка» и состоявшаяся женщина,и как педагог,могу сказать,что это естественно,что детство мальчика и девочки,их игры очень отличаются. И снова,взгляды взрослых людей на игры различны. Я не могу сказать,что у меня было такое детство счастливое,как у моих внуков,но по тому времени оно было просто нормальным,как у тысячи таких же детей. По времени и стране,по нашему быту. По половой принадлежности,в конце концов. Ну,а потом,это не правильно,что люди оценивают себя по своему детству,ведь в процессе жизни идет постоянная работа над собой. Честно,я еще не встречала людей,которые бы вспоминали свое детство с неприязнью,пусть оно даже было тяжелым и с лишениями. Даже в послевоенные годы дети играли, трудились,помогали взрослым…но все равно это был период детства.Вот мои тетя и дядя (послевоенное время) тоже играли,в «партизанов»,в «русских и немцев»,кстати,в вышеупомянутые словесные игры типа «буриме», сложение стихов (когда один начинает,другой продолжает.. И ничего,оба получили высшее образование,прекрасно состоялись в жизни, в своем преклонном возрасте ходят в театр,любят книги и музыку..и с удовольствием вспоминают и детство,и свои немудреные игры.)))
Уважаемая Галина, я, как и большинство людей, вспоминаю свои игры, другие обстоятельства детства с удовольствием, поэтому удивляюсь, что пору детства, порой, представляют, как борьбу за выживание, перенося законы живой природы на человеческое общество. Я ведь биолог по образованию и идеи социал-дарвинизма мне просто смешны! А «мальчики — девочки» и их разные игры — констатация факта, не более. :))
Да, согласна с Вами,Анна.
Но коль скоро речь идет о детских играх нашего поколения,то я имею ввиду только игры. :))
Уважаемые дамы, о социал-дарвинизме нет речи, я просто повспоминал, как трудно маленькому человеку в своём, маленьком социуме. Он подчинён абсолютно всем: родителям, родственникам, воспитателям, учителям, совершенно чужим людям на улице, в общественных местах, он постоянно всем и много чего должен, он работает больше взрослых: полдня учёба, домашнее задание, обязанности по дому, от него трубуют, его заставляют, а когда он, наконец, выходит на улицу, развлечься и пообщаться, там тоже есть риск попасть под пресс старших товарищей, в своеобразную дедовщину. Мои родители, слава Богу, отлично эту ситуацию просекали, и умело дозировали всё это, но я видел, как это происходит у других ребят. Жизнь течёт только в одном направлении, как это не грустно, но даже предложи мне некая высшая сила вернуть любой кусок моей жизни, я выбрал бы любой, кроме бесправного, смутного времени детства. Детские игры, о которых со светлой грустью вы вспоминаете, могли только отвлечь на время… Детская психика устроена так, видимо, что отключает, каким-то образом перманентное состояние стресса, но память взрослого человека позволяет анализировать и реалии уже далёкого прошлого.
Простите великодушно, что вышел за пределы заявленной темы, я думал, что именно педагоги способны понять и разделить мои скромные ретроспективные выкладки.
Борис, хотела было сказать, что, наверно, процесс социализации у мальчиков проходит жёстче, чем у девочек, но тут вспомнила, что родная моя сестра говорила то же самое, что ни за что не хотела бы пережить детство ещё раз, что её угнетало постоянное чувство бесправия и несправедливости, своей незначительности. Она во взрослой жизни вполне успешный человек, но вот такое ощущение сохранила. Наверно, это ещё зависит и от характера, я всегда была более беспечной. ))
Вероятно, я был несколько невнятен, Анна… Никаких проблем, кроме обычных детских в моём конкретно детстве не было. Любящие и чуткие родители, двоюродные братья и сестра, старше меня, избавляли меня от любых обычных мальчишеских неприятностей, сестра так просто пасла меня, вплоть до стрижки ногтей и носовых платков. Дело вовсе не в этом. Смотрите: ты отсидел шесть уроков в школе, сделал уроки, сходил в магазин, сходил на тренировку в спортзал, сел в автобус, еле волоча ноги, но ты должен уступить место здоровой сорокалетней тётке только потому, что ты дитя, а она-взрослый человек. Ты ненавидишь школьную форму, но обязан её носить, и твоё мнение никого не интересует. Ты обязан на дежурстве в классе заложить своего приятеля, решившего, что химия сегодня идёт боком. После уроков ты должен вымыть пол у доски омерзително вонючей тряпкой, от которой тебя нормально тошнит. Ты должен отстреляться строго по учебнику о повести «Недоросль», а дома ты уже прочёл «Войну и мир». Ты не должен дружить с плохими мальчишками, а для тебя они лучшие друзья. Тебя не пускают в кино «до шестнадцати», хотя ты готов лекции по сексологии читать. В лагере ты не можешь искупаться кроме как в огороженной луже и по расписанию, ты должен петь «Всзвейтесь кострами» с фальшивящим хором, хотя дома давно играешь джазовые композиции, ты должен, должен, должен, твоё детство только подготовка к жизни, а не сама жизнь, а это аж целых пятнадцать лет! Вы скажете-дети нуждаются в опеке, потому, посему и поэтому, и будете правы, но вспоминать первые пятнадцать лет жизни с удовольствием-это уж простите, нет… Спрашивал своих взрослых детей-они со мною полностью согласны. Спрашивал друзей-ровесников-тоже. Может быть, у нынешних детей по-иному, не знаю, многих наших запретов они не знают, многих вещей не понимают, да и вообще по дискотекам с двенадцати лет скачут, тогда-дай им Бог!
Понятно, Борис! :)) Я думаю, что сходные ощущения испытывали многие дети, но не у всех это получалось оформить в виде конкретных претензий к миру. Я воспринимала это, как неизбежные обстоятельства, о которых не думала, принимая по факту, что они есть. Однако, это не отменяло удовольствия от самого процесса детских игр и общения с друзьями.)
Огромное спасибо за частичку и моего тоже детства. Все эти игры это игры и моей родной улицы Федяева. У нас были еще и «скляночки» или «стекляшки».Чертили 3*3 клеточки , брали 9 стеклышек и две комады по очереди пытались разбить сложенные на середине стекла.Чья команда разбивала стеклышки та и догоняла другую, которая пыталась расставить эти стекла по клеточкам. В «Садовника» мы тоже играли, очень интересно было затем загадывать желания фантам и испонять их. А желания у нас были разные: и просто поздороваться с прохожим, и пойти нарвать дома чего-нибудь с огорода , а то и поцеловать подружку или друга. А когда уже стали чуть постарше то и игры изменилисть, мы стали играть в «козаков-разбойников» или «кис-брысь-мяу» Хорошая была пора. А сейчас дети играют больше в компьютерные игры, они конечно хороши для развития, но вот живого общения как раз то и не хватает.
«Секретики», как здесь уже вспоминали, у нас были, а вот в такие «стекляшки» мы не играли, представляю, как это было увлекательно и интересно! А уж задания для фантов какие придумывали, наверно, как и вы, самые разнообразные. Хорошие были игры, да! Спасибо за комментарий, Ирина, было интересно вспоминать эти игры, о которых не написала, но в которые мы играли тоже. :))
Я в Новозыбкове была последний раз 24 года тому назад. Очень скучаю по своей улице, по друзьям. Некоторые из них живут там же, а некоторые разъехались кто куда. Общаясь с ними через интенет вспоминаешь все игры, в которые играли в детстве и как хочется вернуться обратно в то далекое детство и снова очутиться маленькой девочкой в домике из раскладуки и бумажными куклами или голышиками, которым мы шили одежки. Сколько было игр: прятки, догонялки или салочки, лапта, стекляшки, садовник, штандор, выбивала, испорченный телефон, классики,секретики, города, ножички, и у каждой игры свои правила, а мы, вроде и не такие продвинутые как сегодняшние наши дети, все их знали и неуставали играть до позднего вечера.
И по поводу беззаботного детства: не знаю у кого как а у нас, детей 65,66,67,68 годов рождения детство было действительно беззаботным. А помочь родителям в уборке дома или привезти воды с колонки это не составляло большого труда. В основном у нас была прямая обязанность следить за младшими братиками или сестричками. поэтому времени для игр у нас хватало всегда.
Я старше Вас, совсем беззаботным моё детство не было, но оно было очень интересным и вспоминается из него только хорошее! Я Вас понимаю!:))
Игра «В земельки»
На земле чертили круг, делили его на количество секторов, пропорциональное числу игроков, бросали ножик в чужие сектора, если нож втыкался, то необходимо было дотянуться на него и прочертить линию от границы чужого сектора до своей. Проигрывали, когда игрок уже не мог стоять на своей земле на одной ноге. Чуть не забыл… посередине круга чертили небольшой круг, называемый «солнце». Если территорию игрока отрезали от солнца, то он должен был бросать нож с закрытыми глазами.
В последний раз играл в эту игру, не поверите, в прошлом году, после перерыва лет в двадцать!
«В чижа»
Выкапывалась небольшая ямка, очерчивалась квадратом. Небольшую палку, называемую «чиж» игрок подбрасывал из ямки другой палкой, а остальные должны были её ловить. Если поймал, то должен был забросить её в квадрат около ямки. Самое хорошее, когда чиж попадал в саму ямку. В эту игру можно было играть как командами, так и «каждый за себя». А вот сути игры, как вёлся счёт и кто выигрывал, к сожалению, уже не помню.
«В попа»
Играли каждый за себя. На земле проводилась линия, посередине которой рисовали квадрат. В квадрат ставилась жестяная банка. В начале игроки ставили палки на ногу и метали их. Кто метнул ближе всех — тот первый «поповал», то есть, становился возле банки и выполнял целую кучу обязанностей. Другие игроки отходили за вторую линию и по очереди, в соответствии с тем, как метнули палку, бросали свои палки, стараясь сбить банку. Поп в это время, пока палка катилась, мог своей палкой один раз попытаться подбросить палку игрока поближе к банке. В зависимости от количества сбитых банок игроки получали звания: сливка, сливка 1, 2, 3, следующее звание не помню, затем, валет, валет 1, 2,3, потом — дама, дама 1, 2, 3, король, король 1, 2, 3, туз, туз 1, 2, 3, и последнее звание, уже не помню как называлось.
Когда все бросили свои палки, то надо было идти их забирать. Стоит отметить, что каждое из званий имело свои особенности, но всех я уже не вспомню. Так, вальта поп мог обдать (прикоснуться к нему своей палкой) только в случае, когда у вальта палка в руках, даму, наоборот, когда игрок был без палки, короля могли обдать только до линии, где стояла банка и пр. Многое я уже забыл. Когда поп кого-либо обдал, то он должен был успеть сбить банку, и уже другой игрок становился попом.
В общем, игра со множеством правил, которые я уже частично забыл, играли в неё мы частенько. Времени уходило часа 2-3.
В остальном — стандартные игры…: снежки, перестрелки, в догонялки (в сифу), казаки-разбойники (думаю, что играли в эту игру все, потому описывать не буду), в войнушку, в мушкетёров, рыцарей и пр. драки на палках, кошки-мышки.
Спасибо за замечательное и подробное дополнение! :) «В земельки» — это как и в «города», но Вы лучше меня помните правила игры, в «чижа» играли мальчики, я никогда не могла понять сложные правила, а вот в «попа», мы, наверно, не играли, а судя по Вашему описанию — игра преинтереснейшая! Было бы здорово провести у нас в городе нечто вроде спартакиады таких игр, чтобы сегодняшние дети научились в них играть.)
А почему бы и нет? Я бы в попа с удовольствием сыграл, впал бы в детство! :)
Надо бы это предложение довести до отдела по делам молодёжи и спорта, не знаю точно, как он называется, возможно, что и заинтересовались бы. Тут тебе и патриотическое воспитание, и связь поколений , и пропаганда здорового образа жизни! ))
Знаете,Анна,через игры Вы подняли чудесную тему нашего послевоенного детства.Нашим родителям некогда было нас развлекать и мы сами организовывали себя,в т.ч. в играх.Кроме перечисленных здесь еще были чехарда,козел,ножик,два вида классиков,штаба с выбиванием монет и многое другое.
Но прелесть была в том,что детей было много,мы все были одинаковы и через игры выражали свое я.Тем более,что тогда еще почти не было телевизоров.Я помню,что с нашего переулка в первый класс пошло сразу 12 человек.Вот мои стихи о том времени
Мы росли,как сорванцы,
Жарили из хлеба гренки,
Сами «жгли» мы леденцы,
С молока снимали пенку.
Грызли розовый турнепс,
Ели яблоки от пуза,
Мазали,что есть,на хлеб
И варили кукурузу.
Липы первую листву
И аира корневища
Обожали,как халву,
Эту нашу детства пищу.
Щавель рвали по весне,
Собирая в чистом поле.
И «конфеты» на сосне
Уплетали,как в застолье.
В турпоход ходили в лес,
Попадая в переделки.
На деревья до небес
Забирались,словно белки.
А по ягоды,грибы
И порою по орехи
Целою гурьбой брели
Молодые неумехи.
Все боялись не успеть,
Все попробовать хотели.
И шиповник растереть
На чужой спине умели.
Все соседские сады
По ночам от нас трещали.
Были этим мы горды,
Трудности нас не стращали.
Где черт только не носил!
Где нас только не мотало!
И на все хватало сил,
Времени лишь не хватало!
Не могла дозваться мать
Сорванцов своих к обеду.
Мы ж спешили жизнь познать
И плодов ее отведать.
Виталий, очень интересные тематические стихи! Спасибо большое!)
В 50-х годах жил в Людкове городской сумасшедший Федос. Одет он бы в потреавнную немецкую форму.Жители города могли его видеть в центре, где он приставал к офицерам расквартированной в городе воинской части и , улучшив момент, когда офицер был с девушкой, предлагал за 20 коп. спеть песенку …и пел похабные куплеты, приводя в смущение эту пару.
О нем ходила молва, что во время войны на его огород приземлился советский летчик сбитого самолета и когда он понял, кто перед ним, то предложил Федосу обменяться с ним одеждой. Переодевшись в военную форму пилота, Федос пошел «торжественным маршем» в город и тут же был схвачен немцами, которые его отпустили, поняв тоже кто перед ними. Летчик же ушел в соседний лес.
В начале 70-х много детворы собиралось играть в футбол в березовой роще (что на Красной площади). Для ворот прекрасно подходили пары берез. Мяч гоняли и девчёнки, и мальчишки. Играли и в хоккей самодельными клюшками. Для этого требовалось вечером (после завершения матчей «настоящих» хоккеистов) перелезть через забор от между церковью и стадионом (так, чтобы не заметил бдительный директор стадиона Денисов, не помню имени-отчества). Забор был высокий, но имелся способ как чрез него перелезать. И тогда весь залитый настоящий хоккейный корт — ваш до поздней ночи! Света нет, но фонари со стороны церкви светили вполне прилично.
В школе была популярна игра «трясучка» (только нужно было спрятаться от учителей). Двое делали вклад по 1 копейке, и один из них «тряс» монетки между двумя ладошками, до слова «Стоп!». Если, открыв ладошки, обнаруживали два орла — монетки забирал первый. Если «решки» — второй. Ну а если нечет — продолжали трясти дальше. Это был реальный способ съесть в школьном буфете не пончик с повидлом (5 коп), а пирожок (6 коп), или даже язычок (7 коп, по-моему)!
Играли в солдатики (задействовав по поле боя весь двор). Популярны были городки (их иногда называли «попки»). Искали «клады» (спрятанные одним из участников). Бегали по «стрелочкам», нарисованным мелом на тротуаре, стенах или деревьях. В средних классах придумывали «шифры» (какие-то перестановки букв алфавита), в результате переданную тобой через весь класс записку мог прочитать только адресат (который знал общий шифр).
Были и настольные игры (в том числе, и самодельные, из журналов «Пионер» и «Костер») .
Сколько было разных занятий!!!
Сергей, как хорошо прочитать такой замечательный комментарий к уже достаточно давней записи и узнать, что она вызвала интерес. А ведь действительно, тогдашние настольные игры были по-настоящему развивающими и очень увлекательными! Да и другие игры нашего детства почти всегда несли ещё и позитивный заряд и несомненную пользу для развития личности.))
Статья «Газеты.ру» о дворовых играх —
http://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/04/a_5986333.shtml
«В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали».
Замечательное дополнение! Большое спасибо!))