Об этом памятнике венгерским военнослужащим, умершим в лагере для военнопленных в послевоенном Новозыбкове, мне было известно давно. Привезли его и установили его ещё в прошлом десятилетии. Было краткое сообщение в местных СМИ о приезжавшей иностранной делегации, встрече в администрации города.
О самом кладбище военнопленных, где установлен этот мемориальный знак, у нас знают все. Ещё начиная работь в школе часто слышал о нем от учеников, повадившихся ходить туда на раскопки. Сейчас таких бы назвали «черными копателями». Почему-то название кладбища «Немецкое» действовало на них возбуждающе, как красная тряпка на быка. Впрочем и на некоторых взрослых тоже: «нечего с ними церемониться, собакам-оккупантам не место на нашей земле».
Даже мертвым. И гоняли поэтому маленькие патриоты по школьному двору вырытые там черепа вместо футбольного мяча. Пару раз удавалось отбирать у них эти «игрушки». «Ничего, – отвечали детки, – мы себе новые откопаем, это недалеко, в городском лесу у дороги на Деменку».
Конечно, пробовали увещевать, но нужна была профилактическая работа на более высоком, уровне: горкома, детской комнаты милиции, совета ветеранов. Никто заниматься этим не удосужился или просто не захотел. Ещё на слуху были зверства немцев и особенно мадьяров в борьбе с партизанами и местным населением. Немецкое кладбище считалось заброшенным (это спустя всего-то 30 лет) и в реестр городских не входило. И носили пионеры в портфелях по городу раскрашенные черепа «фашистов», пугая этим необычным увлечением не только сверстников, но и взрослых.
Увидеть своими глазами это место захоронений удалось лишь совсем недавно. Неожиданным гидом стал Евгений Ильич, брат известного злынковского краеведа, ныне, к сожалению, уже покойного Анатолия Поддубного. Тоже, впрочем, не чуждого изучению местной истории и к тому же, как оказалось, живущему недалеко от интересующего меня объекта, на южной окраине города. Без его помощи, наверно, долго плутал бы по лесу, тем более время и природа почти совсем спрятали этот необычный погост от глаз людей.
Хорошо что рядом проходит просека высоковольтной линии, каким-то образом давая направление поиска. Даже имея такой ориентир знающему человеку пришлось потопать. Ну а мне, не имеющему даже представления о конкретном месте и предмете поиска оставалось только ждать, когда же удастся моему проводнику выйти на след.
Впрочем, все завершилось вполне благополучно. Верхушку креста удалось разглядеть среди молодых сосен и мы наконец вышли на совсем небольшую полянку к мемориалу. Если бы не этот трехметровый металлический крест, обозначить немецкое кладбище вообще не представлялось возможным.
К сожалению, у меня не оказалось под рукой фотоаппарата и пришлось приехать сюда через пару дней одному, чтобы зафиксировать свое открытие, но уже под небом, поливающим землю мелким дождиком, поэтому немного с другим, уже удрученным настроением.
Центром мемориальной композиции является немного необычный для православных шестиконечный крест из сваренных металлических четырехгранных труб с почти равной длиной перекладин, называемый в христианской терминологии патриаршим, или, как принято в Западной Европе, лотарингским. Он является одним из венгерских государственных символов и изображен на гербе страны. Поэтому ничего необычного в такой интерпретации национальной идентификации захоронения нет. Скорее наоборот, становится сразу узнаваемым. Впрочем, такой же же крест присутствует и в словацком гербе, откуда и был позаимствован венграми (в свое время Австро-Венгерской метрополией), куда входила и Словакия. Вот такое небольшое предварительное отступление.
Теперь о содержании. На двух мраморных плитах выбиты надписи. Одна из них – у основания креста – сообщает на венгерском и русском языках о том, что «Здесь покоятся венгерские военнопленные, жертвы Второй мировой войны». На другой – имена и фамилии умерших, их даты жизни. Всего семь фамилий на венгерском. У одного имени отсутствует год рождения.
При желании используя интернет-переводчик можно легко интерпретировать их имена в русскоязычную транскрипцию. Поэтому оставляю всё как есть.
Вокруг памятника в землю вкопан плиточный или, возможно, бетонный бордюр. Анатолий Ильич утверждает, что здесь была ранее ограда, но я в этом позже засомневался. Причину назову чуть ниже. Пространство внутри окоема засыпано мраморной крошкой. Впрочем, давно заросшей лесной растительностью, поэтому теперь совсем незаметной.
Суть же появления мемориала открылась и без поиска свидетелей. Вот что сообщает об этом Всемирная сеть – Интернет.
Под погибшими венгерскими военнослужащими и гражданскими жертвами войн, которые в дальнейшем именовались как погибшие венгерские военнослужащие, понимались венгерские граждане, входившие в состав венгерских вооруженных сил, погибшие или умершие на территории Российской Федерации в результате войн и в послевоенное время. К ним также относились венгерские граждане, умершие на территории Российской Федерации в плену или в результате его последствий на принудительных работах или находившиеся там против своей воли и умершие в период с 1944 по 1947 гг.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об увековечении памяти павших военнослужащих и гражданских жертв войн и о статусе захоронений (далее «венгерские воинские захоронения») учитывает несколько десятков мест. Стороны также должны учитывать национальные, религиозные и иные традиции народов России и Венгрии, включая надписи на могилах, памятниках и мемориальных сооружениях.
В соглашении предусматривалось, что Стороны через уполномоченные ими органы информируют друг друга о наличии и местонахождении российских воинских захоронений в Венгерской Республике и венгерских воинских захоронений в Российской Федерации, обмениваются соответствующими списками по дипломатическим каналам. Подписавшие Соглашение Стороны должны также обмениваться данными о военнослужащих, погибших в боях, умерших в плену, а также о лицах, насильственно вывезенных на принудительные работы, и местах их погребения на территориях своих государств.
В соответствии с Соглашением Стороны обеспечивают защиту и право бессрочного сохранения российских и венгерских воинских захоронений, включая памятники и другие мемориальные сооружения, расположенные в Российской Федерации и в Венгерской Республике. Стороны должны обеспечить предоставление друг другу в безвозмездное пользование участков земли под воинские захоронения и мемориальные сооружения на период, в течение которого эти участки используются для этих целей. Каждая Сторона за свой счёт обеспечивает на территории своего государства содержание и уход за воинскими захоронениями другой Стороны, включая памятники и другие мемориальные сооружения».
Вот такой существует документ, изложенный здесь фрагментарно и с сокращениями, который многое объясняет. Остальное всё — его следствия.
Точно такие соглашения были заключены с другими странами, союзниками и правопреемниками Третьего рейха, участвовавшими в походе на СССР: ФРГ, Италией, Финляндией, Японией и Словакией, за исключением Румынии.
Оказалось, что подобные венгерские мемориалы, только с другими фамилиями, есть и в других местах страны. Некоторые из них официально объявлены объектами культурного наследия и охраняются государством. То, что они типовые и имеют общего производителя не вызывает никаких сомнений. Достаточно посмотреть на снимки памятников, установленных в России. Ни на одном из них нет никаких оград, кроме обязательного бордюра. Так что зря подумал вначале на наших любителей лома.
Что касается остальной территории кладбища, то его как такового не увидел. Все заросло деревьями, кустарником, завалено упавшими деревьями и прочим валежником. Среди них можно рассмотреть несколько рвов и бугров, отдаленно напоминающих, что здесь когда-то велись земляные работы. Какой они носили характер – определить совершенно невозможно. Были ли тут отдельные захоронения или несколько братских? Как обозначались могилы? – это теперь можно установить только проведя раскопки. Мой поводырь заметил, что раньше территория кладбища по углам была помечена врытыми в землю деревянными колышками. Ныне от них также никаких следов не осталось.
По этому поводу подумалось, что, не дай Бог, забредут сюда как-нибудь в этот лесок немецкие туристы, получившие по дипломатическим каналам на руки список тех, кто похоронен здесь и до недавнего времени активно и по-человечески бескорыстно помогавшим «бедным» новозыбковским чернобыльцам морально и материально. Что бы они сказали про этот «скотомогильник» в сравнении с нашими «вечными покоями» на немецкой земле. Насколько известно, ни Венгрия, ни ФРГ не только не уничтожают памятники советским воинам, павшим на их земле, но и содержат в надлежащем и образцовом порядке. И это несмотря на то, что во время прошедшей войны были нашими непримиримыми противниками, в отличие от других «братских» славянских стран и бывших советских республик.
Покидал этот последний приют со смешанным чувством. Все-таки невероятно сложная это штука, человеческая память. Она может долго хранить хорошее, а плохое сразу забывать. Или наоборот. Коротка она или длинна, зависит не только от свойств нашего мозга, но и еще от кучи других факторов. В первую очередь от нашей морали и общественных настроений, степени зрелости общества в целом и его способности сохранять и развивать в людях общечеловеческие качества.
И последнее. О деятельности лагерей для военнопленных в Новозыбкове почти не осталось документов. Точнее они есть, но пока «под семью печатями». Известно, что их подразделения располагались в школах №1, №2 (гимназии) и в здании нынешнего медицинского колледжа. Военнопленные не только очищали город от руин, но и строили дома, в частности, по улице Кузнечной (ныне Ломоносова). Ими возведена и новая водонапорная башня на вокзале.
О немецких военнопленных в Новозыбкове рассказывает роман писателя-земляка Александра Литвинова «Германский вермахт в русских кандалах». С биографией автора и отдельными главами книги можно познакомиться здесь: https://art.novozybkov.su/?p=16466
Пришли иные времена взошли другие имена. На территории Новозыбкова находятся лагеря пленных и военопленных граждвен украины. Пора собирать и хранить до лучших времён информацию о них. А про WW2 забудьте. Это было давно и неправда. А правды уж не узнать.
Забывать не стоит. Это было давно, но правда. Сейчас хорошо видна разница в отношении к нынешней ситуации между теми, кто помнит историю, рассказанную родными людьми, пережившими прошлую войну, и теми, кто о войне знает только из телевизора и произведений искусства. Первые к спецоперации относятся гораздо хуже, на мой взгляд.
А в том, что нужно знать сегодняшнюю ситуацию и собирать информацию о ней, Вы правы.