Выставка произведений двух фотографов нашего города, Дмитрия Агапова и Алексея Кудрявцева, открывшаяся в конце февраля в центральной городской библиотеке под названием «В гармонии с собой и миром», стала одним из запоминающихся мероприятий культурной жизни Новозыбкова начала этого года.
Более сорока цветных фотографий заняли свое место на стенах Зала искусств, привлекая зрителей многообразием сюжетных мотивов, многоцветьем пейзажных и постановочных «натур», выхваченных из бесконечной ленты пробегающей мимо жизни природы и человека, запечатленных чутким взглядом фотохудожника, хотя и пропущенного через техническое устройство – объектив фотоаппарата. Оба автора хорошо известны новозыбковскому зрителю, они неоднократно представляли свое творчество и здесь, и за пределами города.
Особенности «искусства момента» не всегда можно оценить сразу и однозначно.
Возможности, предоставляемые современными мегапиксельными «цифровиками», средствами электронной памяти, компьютерной обработкой изображения с цветной аналоговой печатью давно унесли в прошлое и сделали анахронизмом черно-белые снимки, сняли все ограничения на число снятых и воспроизводимых фотоизображений. Однако, как ни странно на первый взгляд, все это никак не облегчило и даже наоборот, усложнило для фотографов способы максимально зримого включения художественного начала в этот процесс. Может быть и поэтому не все работы на выставке оказались равноценными и в духе традиционного фотоискусства.
Некоторая часть из них обозначилась достаточно проходными, красивыми цветными картинками-изображениями. Ведь процесс отбора – прерогатива не только автора, он продолжается и пришедшими на выставку зрителями, оставляя в памяти и выделяя только те мотивы, которые пересеклись с уже знакомыми, когда-то видимыми и особенно запомнившимися сюжетами, либо, наоборот, экстравагантным необычным подходом. Таков уж процесс привлекательности в психологии человека, и это никак не изменить. Поэтому, безусловно, то, что будет нравиться одним, совсем не воздействует на чувства других. И хотя существуют определенные объективные критерии оценки художественных произведений, в большинстве своем искусство, в том числе и фотографии, в значительной степени субъективно. Впрочем, это никак не умаляет достижений авторов, ибо каждый из них постарался придать и передать нам, зрителям, законченый художественный образ своего индивидуального восприятия, пусть и не всегда воспринимаемого с ответным должным трепетом и восторгом.
Многим завсегдатаям вернисажей приглянулся выставленный старый фотопейзаж Д.Агапова, который он представлял здесь же много лет назад на одной из первых своих черно-белых экспозиций, ныне выглядевший на общем фоне чуть ли не «белой вороной». Вглядываясь в него даже подумалось, а не потеряло ли искусство «светописи» с переходом на натуральные цвета значительную часть своей «художественности», когда и зрителю дают возможность не просто глотать и потреблять готовую «пилюлю», но и самому додумывать за автора некоторые недосказанности и условности. Вот и некоторые нынешние работы ничуть не потеряли бы, и даже наоборот, предстали в более выгодном свете, лишившись своей «цветастости». Интересны оказались на наш взгляд и другие работы этого автора, в частности пейзажи «Речушка моего детства», «Зима в лесу», «Здесь русский дух», тематические композиции «Воспоминания о былом», «Утро золотой осени», «А жизнь продолжается». Несомненно приглянулись зрителям А.Кудрявцева, такие как «Летом», «Островок», «Разлив», «Стожки», «Летний туман».
Привлекают на выставке и другие работы фотографов. И хотя все они у Алексея и Дмитрия схожи в основе, отличия проглядываются не только размером рамок (у А.Кудрявцева формат фотографий больше), но несколько различным подходом к съемке и выбора мотивов, Если первый из них тяготеет к многоплановым пейзажным видам, богатым на цветовые и панорамные эффекты, демонстрируя не только фрагменты жизни природы среднерусской полосы, но и привезенные из путешествий в другие края, значительно более суровые, но не менее красочные от этого, то Агапову ближе определенные фотонаходки, можно сказать то, что буквально лежит под ногами, И этот свой взгляд он и продемонстрировал, например, в видеофильме, презентованном на открытии выставки, где его операторская работа обозначила тесную связь и, безусловно, схожий стиль с одномоментными фотокадрами.
Наверняка, каждый из этих авторов с не меньшим успехом мог бы представить и свою персональную экспозицию, однако и в таком напарничестве скрывается определенный смысл. Не только в ограничении размера своих персональных «стенок», что ныне, конечно же связано и с определенными финансовыми затратами, но и с возможностью несомненного соперничества, проявления духа индивидуализма (между прочим, совсем не чуждого для искусства).
И хотя зрители одинаково доброжелательно восприняли творчество обоих авторов, все же выставка от этого не стала коллективной. Разграничение сводного фонда и разнос по «собственным» углам общей на первый взгляд экспозиции, все же заставляет говорить о двух разных выставках в одном зале. А уж кому это выгодно, оставим додумывать посетителям. Во всяком случае в процесс развески работ организаторы выставки, работники библиотеки, точно не вмешивались. А спросить у авторов не пришлось, ибо им на открытии выставки так и не предоставили слова, либо они не захотели сами рассказать.
Проиграла ли от этого экспозиция? – неподготовленному человеку трудно судить. Но с точки зрения экспозиционного искусства, чередование разноплановых и разноразмерных фото было бы более выигрышным представлением работ .для зрителей. Уж очень однообразно выглядели два строя выстроенных в геометрическую линию одинаковых рамок.
Немного вычурным показалось и музыкальное приложение. Что, что, а оперные арии, пусть и в исполнении нашей новой знаметитости, Анны Курило, на фоне фотографий, были совсем не к месту. Если что и и подходило для этой цели, то это, несомненно, выступление народного фольклорного коллектива «Добролетие» (бывшей «Селяночки»), прошедшее сразу после цереморнии открытия, Но, к сожалению, это было уже совсем другое мероприятие.
И все же подобная выставка дает импульс не только к удовлетворению собственного творческого «зуда» – «нащелкивания» пейзажей, но и подвигает к раздумьям о смысле фотоискусства, его месте в нашей жизни и путях дальнейшего развития. А каков он видится – тупиковым или все же имеет определенные перспективы, зависит, наверно, от того, у кого в руках будет фотокамера – художника или ремесленника. Хотя и здесь все неоднозначно. Во всяком случае, наверно благодаря именно таким экспозициям, остается надежда, что искусство светописи не умрет. Ибо вечен человеческий поиск, его влечение к гармонии и стремление к прекрасному.
Константин, спасибо за очень интересный материал и новые для меня имена! Светописцы в Новозыбкове заявляют о себе значительно реже, чем стихослагатели, — тем интересней познакомиться с их творчеством. Очень порадовали работы Д.Агапова. Спасибо!
Дмитрий давний представитель этого творческого направления в Новозыбкове, и первую свою выставку обозначил здесь лет 20плюс назад. Алексей тоже не новичок, и выставка у него не первая. Так что фотография у нас с историей. Есть еще несколько интересных авторов, но они редко выставляются. Может быть это их подвигнет, в том числе и Вас, Александр.
Спасибо, Костя, за репортаж с выставки и «разбор полётов». Снимки впечатлили даже в электронном виде. Интересно, работают ли эти замечательные авторы в жанре фотопортретов. Снимают ли не только пейзажи, но и людей? На мой взгляд, это самый интересный жанр фотоискусства.
Костя, спасибо за замечательный рассказ! Прекрасные фотографы, рада была ещё раз увидеть их работы.)) Желаю Алексею и Дмитрию дальнейших успехов!
Боря. были когда-то у Димы черно-белые портретные работы, но с переходом на цвет исчезли. Может быть в будущем появятся. У них обоих есть еще интересные натюрморты.
Аня, привет передам!
Спасибо авторам за фотоработы, жаль, что их мало. Фотография Д.Агапова с солнечным диском и радужными лучами — это озеро Карна? Снимки А.Кудрявцева с лодками, дубами над обрывом — это Ипуть? Все пейзажи красивые. Мне понравился натюрморт: лесная сторожка, столик, покрытый кружевной салфеткой, керосиновая лампа, библия, старые очки, пучки зверобоя и пижмы. Хозяйки нет, но она незримо присутствует, все эти вещи её точно характеризуют. Очень удачный образ, лаконичная, хорошо продуманная композиция. Зрителю есть, над чем думать.
Подборку фотографий А. Кудрявцева можно посмотреть здесь: http://art.novozybkov.su/?p=3222
Работы Д. Агапова выложены на его странице в «ОК».
Спасибо. Посмотрела всё. Великолепно! Световые эффекты Д.Агапова выше всяких похвал!
С удовольствием просмотрела фото Дмитрия Агапова на ОК! Очень впечатляют! Этот теплый проникновенный взгляд на окружающее может быть только у человека, так искренне и глубоко любящего свой город . свою страну! Спасибо за встречу с прекрасным!! Его мир нарисован краскою, где отсутствует черный цвет! Все окутано нежной ласкою-видно, любит он целый СВЕТ!
Доброго времени суток! Простите, Константин, что комментарий не в тему, не могу найти Ваши координаты. Я живу в п. Провидения, наткнулся в сети на Ваши картины и очень заинтересовался выставкой «Север далёкий и близкий». В этом году Чаплинская школа празднует большой юбилей, думаю, информация о Вас очень пригодилась бы школьному музею. Если у Вас будет возможность, свяжитесь со мной по электронке chukcha4@mail.ru.
Да, Алексей, я обязательно с Вами свяжусь.