Всякий раз, когда я спускаюсь по песчаной лесной дороге, ведущей от опытной станции к реке Ипуть, меня не отпускает мысль о том, что именно здесь, возможно, проходил когда-то со своими школьными моделями будущий великий русский конструктор Ростислав Алексеев. Именно там внизу, где река делает крутой разворот у кромки леса, расширяя свои берега и замедляя течение, наверно и поплыли самые первые корабли нашего именитого земляка.
Биографическая справка
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 г. в семье директора Новозыбковской опытной станции. Мать работала учительницей. В 1933 году семья переезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород).
В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет) на кораблестроительный факультет (ныне Факультет Морской и Авиационной Техники). 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» и госкомиссией ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово».
В 1942 году ему выделяются средства, создается коллектив для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.
В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. Коллектив начинает работать над пассажирским судном на подводных крыльях, получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев привел первый образец в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого впервые в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект. В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую
премию за создание нового транспортного средства.
В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.
В начале 70-х годов ЦКБ Алексеева был дан заказ на постройку десантного катера «Орлёнок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ. Завершен был этот проект постройкой крупнотоннажного экраноплана-ракетоносца «Лунь».
К тому времени Ростислав Алексеев был тяжело болен и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года.
Именем Р.Алексеева названы судно на подводных крыльях и площадь в Нижнем Новгороде. 2 февраля 2007 года его имя было присвоено Нижегородскому государственному техническому университету.
В Нижнем Новгороде и Новозыбкове установлены памятники Р. Алексееву.
Сейчас, по прошествии почти целого века, здесь мало что изменилось. Также несет свои светлые тихие воды наша Ипуть и клонятся с ее берегов плакучие ивы, а летом у этих красивейших мест с близлежащих полей тянет запахом цветущих трав и слышится неумолчный шум вековых сосен.
Уж не здесь ли впервые наблюдал он ту низко летящую над водой птицу – утку-крякву, фотография которой – природой подсказанная разгадка экранного полета – украшала кабинет конструктора всю его жизнь? И на фоне этих картин, под впечатлением законченности и целесообразности форм живых обитателей воздушной и водной стихий, возможно и зародилась у мальчика мечта о красоте своих будущих творений. Ведь все изобретатели давно знают, что некрасивая машина не поедет, не поплывет, не полетит…
Если обратиться ко всему созданному Ростиславом Алексеевым, то всегда приковывает внимание именно соразмерность и пропорциональность всех его конструкций. Начиная от первых пробных моделей глиссеров и кораблей на подводных крыльях до поразивших воображение современников полуфантастических и не всегда умом воспринимаемых экранопланов. Вглядываясь в их стройные необычные формы, понимаешь, что именно такими и должны были быть эти летящие над волнами корабли. Такие же свободные и красивые, как птицы, рожденные и живущие на воде, парящие над ней. Именно суда на
подводных крыльях и экранопланы – творения признанного во всем мире гения конструкторской мысли, стали впоследствие живым памятником человеку, намного опередившему свою эпоху, дважды совершившему революцию в мировом кораблестроении.
И то, что сейчас, спустя пятьдесят лет, пришедшие ему на смену инженеры, конструкторы да и просто люди, понимающие законы развития общества, не перестают удивляться величайшей прозорливости их создателя, сделавшего в совершенно не подходящих для этого условиях массу конструктивных и дизайнерских открытий, совершив колоссальный прорыв в технологиях, которые и движут на самом деле историей человечества.
Одни считали его чудаком, другие шли за ним в огонь и в воду. Его неуемная энергия, помноженная на талант и работоспособность не раз помогали в казалось бы безвыходных ситуациях. Фортуна то возносила его на гребень прижизненной славы, то с грохотом ударяла о землю. Изменчивая политическая коньюнктура сначала приближала, а затем удаляла от вождей мира сего, от которых, что бы ни говорили, зависела будущность многих его проектов, что, в конце концов, трагически и решило его конструкторскую судьбу. Уйдя от нас так до конца и не понятым как инженер-мыслитель, он все же останется в памяти живым человеком, со всеми своими достоинствами и недостатками. Даже его смерть (а умер он надорвавшись на испытаниях) чисто по-человечески делает его нам близким и понятным.
Портрет Ростислава Алексеева, одного из двух великих выходцев из России, признанных скрупулезными в этом деле американцами (другой из них – Дмитрий Менделеев), вывешен в Конгрессе Соединенных Штатов в назидание и в пример своим и чужим потомкам.
В Новозыбкове, на его родине, Ростиславу Алексееву тоже возвели мемориальный комплекс. Рельефный портрет с известной фотографии о чем-то говорящего конструктора, обрамленный двумя якорями…
А якоря он на самом деле не любил. Якоря приковывают к причалу, а он всегда рвался ввысь. И на его самолето-кораблях не было якорей, они там не нужны. Разве что их насильно требовали поставить чиновники из министерства, на которое он работал. Теперь якоря с ним навсегда. Даже после смерти. Может об этом и хочет он сказать нам со своего пьедестала?
А на том месте, где провожал в путь свои первые кораблики маленький мальчик Ростислав, в любое время года по-прежнему безмятежно. Спокойны берега речки его детства. И та излучина, по которой плыли его суденышки, ее темная, неторопливо бегущая вода, даже начиная покрываться льдом, излучает тепло. И также по-прежнему проносятся низко над ней дикие утки. Как не скудеющая о нем память.
См.также:
- Монстры конструктора Алексеева (К.Попов, 15.12.2011)
Интересная статья. Красивые фотографии. Нет человека нашего поколения, не знакомого с судами на подводных крыльях — «Ракетами», бороздившими водные артерии Союза. Эти суда были разных модификаций и названий, но мы их упорно называли «Ракетами». Наверное, многие, хотя бы однажды, купив билетик в кассе на пристани у Киевского вокзала, побывали на экскурсии по Москва-реке или просто любовались зелёными берегами и дивными видами столицы. Приятные и незабываемые воспоминания остались от тех романтических, беззаботных путешествий за 15 копеек!
Однажды проделала путь на «Ракете» от Днепропетровска до Киева, восхищаясь красотами реки, воспетой Гоголем. На островках и берегах стояло много туристических палаток — тогда было популярно возить с собой в лодке или на мотоцикле жильё и скарб, останавливаясь на ночлег где понравится. Из Гомеля можно было легко добраться водным путём до Киева или до дач, а нынче разве что покататься на прогулочном катере 40 минут по реке Сож. «Няма того, что раньш было».
В статье и биографической справке есть некоторые разночтения, касающиеся смерти учёного. Что значит «надорвался»? Таскал балки и разорвал мышцы живота, или нажил грыжу позвоночника? «Был тяжело болен» — чем, какой неизлечимой болезнью? Надо прямо написать: геройски погиб при испытании очередного аппарата, который разбился. Спасти тяжело раненного изобретателя не удалось, несмотря на две операции.
Спасибо за статью. Очень познавательно .
«Ракета» называлась конструкция судна на подводных крыльях для рек, а морской вариант назывался «Комета». Пару раз и мне довелось сплавать на «Комете» в Одессу из Херсона и из Очакова. «Мимо острова Буяна…» Можно было сплавать от Херсона до Гомеля, с пересадкой в Киеве. Правда, осле трёх часов по арбузному маршруту рука стакан не могла ровно держать… Вероятно, эксплуатация подобных плавсредств была планово-убыточной, ибо при рыночной экономике они оказались не конкурентноспособными.
Экранопланы же не стали конкурентами авиации по той же причине, очевидно. Скорость, расход топлива, экологичность, себестоимость создания и эксплуатации. Не все военные разработки смогли получить двойное назначение. Однако, штука красивая, Костя прав.
Несколько лет назад я смотрела показательные выступления спецназа на Днепре, в Речице Гомельского района. Военные десантировались с вертолёта прямо на быстроходные катера, которые стремительно неслись по большой воде, по мелководью, по песчаной отмели, по земле. Думаю, что это были катера на воздушной подушке и, наверняка, не полувековой давности. Значит идеи нашего земляка используются в армии. Может быть, мы не всё знаем. Возможно, что в те времена у него не было продвинутых продолжателей, но жизнь не стоит на месте, и появились умные «головастики». Такая красивая идея не может не иметь продолжения.
Боря, самая главная причина прекращеня разработок экранопланов — не до конца разработанная теория устойчивости их полета. Если бы тогда были компьютеры, отслеживающие и исправляющие автоматически все отклонения, то мы бы сейчас плавали из Херсона в Одессу с пересадкой в Киеве на них. После нескольких аварий военприемка постановила «прекратить!» Это и «убило» Алексеева на самом деле, ибо он дальше всех в мире продвинулся в этом деле. Американцев в 90-е за 200 тыщ. ам. руб. (кто их брал и куда они делись история умалчивает) допустили к валяющемуся на отмеле одному из корпусов для обмерки и зарисовки. Все, что сейчас строится в мире (не у нас) в этом направлении — засекречено. У китайцев, говорят, уже два десятка на ходу, причем визуально не отличишь от алексеевских. Штатовский «Пеликан» уже тоже на мази. По моим сведениям Шойгу уже отдал распоряжение возобновить ликвидацию отставания, хотя как обычно наш «чертик из бутылки» выскочит в нужном месте и в заданное время.
Да военное применение-понятно. Я о том, что идея была транслантические рейсы на экранопланах открыть, были такие статьи в незапамятные времена. этот агрегат мог, в теории, до 500 км/ч развивать. Если говорить о современной войне, то сейчас такие системы обнаружения имеются, что отследить и уничтожить такую цель как экраноплан, дело техники. А стоит он как авианосец, скорее всего. Секретить можно что угодно, да ведь на воде эту штуку из космоса видно. Когда его испытывали на Каспии, американцы его и засекли. Каспийским монстром обозвали.
Да ведь статья твоя не об этом. Много талантов породил наш городишко!
Сейчас Метеор или Комета от Петрозаводска до Кижей идёт 1 час 15 минут. Стоимость удовольствия около 1,5 тыс. руб.
Да, полторы тысячи рублей это не 15 копеек. В советские времена все виды общественного транспорта дотировались государством, за билетами стояли огромные очереди. А нынче — никаких проблем, любой каприз за ваши деньги. Например, путешествие на теплоходе из Москвы в Петербург через Кижи, Сортавалу, Валаам стоит 55 000 рублей, и это относительно недорого.
Судна на воздушной подушке— это не прерогатива Алексеева. К ним он как раз и не имел отношения. Его два главных направления — подводные крылья и полет на экране, где принцип движения существенно отличается от воздушной подушки. В молодости работал над глиссированием — скольжением на ступенчатом дне корпуса. А уже перед смертью разрабатывал новый тип движения тяжелых аппаратов — экранолетный. Экранолеты в отличие от экранопланов, могут подниматься на самолетную высоту.
Что касается причин его смерти, то в советское время не принято было подробно объяснять их читателям, а сейчас все объясняют врачебной тайной. Во всяком случае диагностика его болезни до сих пор не обнародована. Известно доподлинно, что заболел он после участия в ручной буксировки экраноплана «Орленок» то ли сталкивая его в воду, то ли наоборот, выталкивая из воды вместе со всеми. А что там было — разрыв печени, мышцы или грыжа в литературе о нем нет упоминаний. Были две операции, но… положительных результатов они не принесли. Вполне возможно, что в наше время его смогли бы спасти.
Очень много информации по судам на подводных крыльях выложено на сайте http://www.spkflot.ru
В сегодняшнем обновлении добавлены ранее нигде не публиковавшиеся чертежи СПК «Чайка» и доклад Т.Р. Алексеевой со Всероссийской научно практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Р.Е. Алексеева, проходившей в Нижнем Новгороде 23-24 ноября.